ОКРЕСТНОСТИ ПЕТЕРБУРГАПутеводители Карты Краеведение Военная история Фотогалерея    Старый сайт
Начало » ГЛАВНЫЙ » Историко-краеведческий раздел » Локализация деревни Гудилова aka села Гудилово (Вырезано из темы про Ландскрону и Невскую битву)
Локализация деревни Гудилова aka села Гудилово [сообщение #208799] ср, 22 ноября 2023 23:21 Переход к следующему сообщения
Carolus Magnus
Randy писал(а) пн, 09 марта 2015 18:28
Шуруп писал(а) пн, 09 марта 2015 20:30
Randy писал(а) пн, 09 марта 2015 20:15
Цитата:
А что не так с деревней/хутором Гудилова?


на остальных картах ее показывают в Рыбацком, т.е. с другой стороны от р. Славянки.


https://www.aroundspb.ru/karty/152/sg_1678_beling.html


Здесь вроде так же - на правом берегу Славянки.


так это и есть источник карты Бергенгейма. А вот археологи, исследовавшие Рыбацкое, подобрали ряд других карт

http://www.rescuearcheo.ru/ribatskoye_2.htm

хотя на одной из них Гудилов-хоф и подписан на правом берегу (в привычном для нас ориентировании), на остальных вроде наоборот...

"Смотрю в книгу - вижу фигу" (с)
Домен ИИМК РАН, правда, в июле 2022 г. захватили скоттеры, но сайт доступен на Wayback Machine: https://web.archive.org/web/20191229011303/https://www.rescuearcheo.ru/ribatskoye_2.htm

И карты тоже доступны. Причём, по-моему, это не превьюшки, а полные версии (судя по названию файла), хотя читаются плохо. Но даже с таким качеством видно: всего допетровских карт - 6 шт., карт петровского времени - 1 шт., прочие дореволюционные - 2 шт., плюс относительно современный Яндекс-спутник (2009). Три последних - не имеют значения, самая первая - это карта Водской пятины 1500 года, реконструкция Архимандрита Сергия, издание 1905 года, по всем известному текстовому источнику. Там нет Гудилова(-ой) в любой словоформе. Да и быть, наверное, не могло. Мы, вроде, согласны с тем, что это название не новгородского, а шведского времени (ещё не факт, что русское, кстати ... может, просто похожее ижорское, карельское, немецкое).

Остаются 6 карт. На двух их шести явно видно, что Gudiloff hof находится на правом берегу реки Славянки, то есть в Усть-Славянке. Это карты №№ 4 и 6 (в названиях файлов). На карте № 3 Gudilowa подписана на левом берегу. Но Гудилову часто подписывают на левом - потому что обычно по традиции название пишется слева от локации, местоположения, значка населённого пункта. Так и здесь: рядом обозначены ещё четыре деревни, у каждой есть свой значок деревни. А у Gudilowa такого значка нет. Более того, в месте подписи Gudilowa, судя по значкам - болото/лес. Зато правее надписи Gudilowa (через речку) крупный значок церкви. Если это не означает СЕЛО с церквовью, центр прихода - то я попугай Сильвера. И вот беда, если это НЕ Гудилово, то на эту церковь нет топонима. Вообще. Стоит церковь на мысу между речками, на острой правобережной стрелке (самое удобное место для села, противоположный берег - угол тупой, неудобен если строить укреплённое место, например, шведский "гоф"). Одна-одинёшенька церковь, ни к одной деревне не относящаяся. Ну да, поверили, конечно :) Лично я считаю, что это и есть Gudilowa - и автор карты явно имеет в виду это, и подписал словом "Gudilowa" именно значок поселения на мысу между Невой и Славянкой, поскольку для деревни по правому берегу Славянки чуть выше по течению есть свой значок (даже тройной, крупная видать, там была деревня) и своё наименование (я прочитал как Premikole, но, возможно, неправильно). Итак, я считаю карту № 3 как карту, показывающую Gudilowa на правом берегу Славянки, реально более удобном для размещения поселения (вроде, он даже выше левого). Карта № 5. Та же самая картина, что на карте № 3, но более упрощённая (менее детальная) версия. Опять все те же деревни и их значки, надпись Gudilofva в болоте на левом берегу (явно ландшафтные значки), и отдельно стоящий домик на правом берегу в том самом месте, откуда потом (в петровское и постпетровское время) выросла Усть-Славянка. Деревня Preimihale здесь тоже есть, она строго не на мысу, то есть не в историческом центре Усть-Славянки, а достаточно далеко от устья реки на правом берегу. И двойной значок, видимо, южнее Gudilofva с церковью и статусом локального центра (значок-домик) была также достаточно крупная деревня со своим собственным названием. Оба этих поселения в последующем составили Усть-Славянку. Но если Гудилова - это корень Усть-Славянки, из которого она вышла вся целиком, то соседняя деревня сейчас бы оказалась южнее Советского проспекта, где-то на месте новостроек или даже промзоны. По иронии судьбы на месте Гудиловской улицы была не Gudilowa/Gudilofva, а соседняя деревня с названием Premikole/Preimihale. Впрочем, эта самая деревня с топонимом на "P" (судя по масштабу карты) вполне может оказаться и в Петро-Славянке, быть её основой и историческим центром. Вот запросто: ведь исторически Усть-Славянка и Петро-Славянка это две части одной и той же старой деревни Славянки. И двойная петровская деревня могла образоваться из двойной допетровской деревни. Что-то в этой версии точно есть! Идём дальше. Карта № 7. Обратите внимание: карта - с русским текстом, в древнерусской традиции, с литерами, которые для нас непривычны (но они встречаются, например, на карте Ингерманландии 1727 года, правда, карта № 7 это не она). Вот здесь шах и мат мне. Гoдiлоwa вместе с ещё двумя топонимами на карте № 7 подписана на левом берегу, и, по-моему (плохо видно - излишне жирно - смазалось), обозначена значком поселения (тоже на левом). В слове Годилова первая "о" с какими-то усиками (древнерусская буква для германского "ö"? возможно, не знаю!), кириллическая "i" тоже с двумя точками наверху (была такая в истории языка), предпоследняя буква (должна быть "w"; слишком сильно смазана, поэтому не читается). Но суть кроется не в буквице! Соль в том, что топоним Гoдiлоwa = подчёркнутое название. Что обычно, и на той карте в частности, указывает на административный статус поселения с подчёркнутым названием. То есть Гудилова - была административным центром локации. То есть, всё-таки церковным приходом? А церковь у нас всё-таки одна в этой местности, она всегда была в Усть-Славянке, на высоком правом берегу. Ни низменном затопляемом левом берегу реки, со стороны Рыбацкого, никакой церкви не было и не могло быть. Но если так, то Гoдiлоwa (Гёдилова?) была на правом берегу! Ну, или если хотите, на обоих берегах одновременно! Собственно, на карте Ингерманландии 1727 года деревня Словянка расположена с обеих сторон от реки, имеет два кружочка для одной подписи, там явно видно. Ну, и на последней из обсуждаемых карт то же самое, как вы увидите. А пока же, завершая обсуждение карты № 7, хочу обратить внимание, что нет явного соответствия значков и топонимов (три названия!) в месте, где подписана то ли Гoдiлоwa, то ли Гyдiлоva, зато на правом берегу есть как будто ничей пустой значок поселения, да ещё и жирненький. И вот смотрю я в сотый раз на эту карту, и мне уже не кажется, что Гудилова/Годилова подписана со значком. А кажется, что значка не хватает именно ей (третьей сверху надписи). Ну, реально же, разуйте свои глаза: непосредственно около третьей надписи НЕТ ЗНАЧКА. Там есть кружочки, но они выше, не слева, как в других случаях? Да, именно так. Они могут означать что угодно: относиться к другим топонимам или просто обозначать ландшафт берега Невы. Я утверждаю, что топоним Гoдiло#a, хотя и подписан слева, но связан со значком поселения справа, в пойме рек Невы и Славянки! Будете утверждать обратное? Вон он там, у второго колена, в месте, где в Славянку впадает ручей-речка Малая Славянка. Если оно так, то эта единственная спорная карта тоже доказывает локализацию Гудилова(-о) на правом берегу, причём в качестве приходского центра всей местной локации. Наконец, осталась у нас одна карта с сайта ИИМК РАН. В отличие от предыдущих - не шведского времени, а петровского. Здесь просто. Нужного нам топонима с корнем "Гудило-" нет вовсе. Его и не было в то время (топонимия Ингерманландии сильно изменилась после исхода шведских, финских, ижорских и русских крестьян, не желавших мириться с русским поработителем народов и превращаться в рабов). Но в XVIII веке ещё не успели появиться такие знакомые там топонимы как Усть-Славянка и Петро-Славянка. Вместо них была деревня Словянка. Я уже упоминал её выше в связи с картой 1727 года. Карта № 8 интересна с точки зрения истории Рыбацкого (впервые появляется Большая Рыбная слобода), но нам интереснее Словянка/Slowianka. Справа от Большой Рыбной. Явно Архангелогородский тракт обозначен. На нём деревня. Крупная весьма. Внимание: Словянка расположена на двух берегах. Ровно то же подтверждается картой 1727 года. Но здесь масштаб крупнее, и топографическая точность. Поселение обозначено не значком, а топографическими кубиками, позволяющими судить о размерах, структуре, топографической форме селитебной части деревни. Мы видим, что основная часть деревни Словянка находится на правом берегу. Там значительная часть (не менее 2/3, скорее даже 3/4 домов). Наверняка там и церковь есть, однако здесь она не обозначена. А на левом берегу только "заречная" часть деревни Словянка, меньшая по объёму, вытянутая вдоль Архангелогородского тракта, причём только южнее этого тракта. И этим левобережная часть отличается от правобережной части, которая расположена глубоко в обе стороны от проезжей дороги. В общем, хотя здесь и нет Гудилово(-ой), но я считаю - эта карта доказывает нам, что Словянка (а нынче - Усть-Славянка) и есть бывшая деревня Гудилова (село Гудилово), которая была покинута жителями вследствие Северной войны, снова заселена при Петре Первом, соответственно, в ней жизнь в петровское время фактически не прерывалась. Гудилова / Гудилово стала / стало историческим ядром Словянки (Усть-Славянки), причём уже в конце XVII в. - начале XVIII в. она располагалась сразу на двух берегах Славянки: высоком правом берегу - основная часть, существовавшая с сер. XVII в., административный центр прихода, и низменном левом берегу - заречная часть, которая образовалась ближе к началу войны России со Швецией. Сейчас граница между Усть-Славянкой и Рыбацким проходит по реке, но это исторически неверно. Следовательно, деревня Гудилова = Усть-Славянка, точнее, её историческое ядро, из которого потом вырос нынешний посёлок = исторический район посёлка Усть-Славянка. К истории Рыбацкого село Гудилово имеет косвенное отношение.
Re: Локализация деревни Гудилова aka села Гудилово [сообщение #208800 является ответом на сообщение #208799] чт, 23 ноября 2023 17:16 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
Carolus Magnus
Самое интересное, на картах второй половины XIX века Усть-Славянка реально имеет заречную часть на левом берегу, явно относящуюся к ней и явно отличную от соседнего Рыбацкого. Там домики вдоль берега реки спускаются к юго-востоку от Архангелогородского тракта. Ничего удивительного - деревня в те годы была довольно крупной - по количеству домов, среди питерских пригородов.
Re: Локализация деревни Гудилова aka села Гудилово [сообщение #208801 является ответом на сообщение #208799] сб, 25 ноября 2023 11:37 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
alexsvar
Читал, читал, но так ничего не понял.
Вы же видели эту карту, которую публиковал в ВК?



  • Вложение: Снимок.JPG
    (Размер: 32.62KB, Загружено 457 раз)
Re: Локализация деревни Гудилова aka села Гудилово [сообщение #208802 является ответом на сообщение #208801] вс, 26 ноября 2023 21:20 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
Carolus Magnus
alexsvar писал(а) сб, 25 ноября 2023 08:37
Читал, читал, но так ничего не понял.
Вы же видели эту карту, которую публиковал в ВК?




Может, видел. Может, пропустил. Во всяком случае, именно в "гудиловском" вопросе я ей точно не пользовался.
Но вот сейчас смотрю в книгу и вижу фигу. Вижу что-то похожее* на Gudilloff Hof, но совершенно не понимаю, к чему оно относится.
* половина букв вообще не узнаваемы, прочитать их невозможно, или возможно в случае, когда знаешь, что там должно быть/может быть написано.
Много непонятных символов. Значка населённого пункта однозначно вычленить не могу. В общем, нужен комментарий специалиста по рунной картографической магии.
Re: Локализация деревни Гудилова aka села Гудилово [сообщение #208803 является ответом на сообщение #208801] пн, 27 ноября 2023 00:52 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
Carolus Magnus
Ну, на этой карте (я нашёл цельную у тебя в ВК) есть красный значок "домик", около каждого подписанного топонима поселения. Для Gudilloff Haff это явно "красный домик" на правом берегу (с левой стороны от читателя карты). На правом берегу тоже есть красный домик - но там какое-то название своё, короткое, я прочитать боюсь неправильно, поэтому не пишу здесь. См. чуть левее.
Re: Локализация деревни Гудилова aka села Гудилово [сообщение #208811 является ответом на сообщение #208803] вт, 28 ноября 2023 10:16 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
alexsvar
Все верно, домик показывает место поселения.
Re: Локализация деревни Гудилова aka села Гудилово [сообщение #208812 является ответом на сообщение #208803] вт, 28 ноября 2023 10:27 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
Valdroby
Поселения(деревни) или поместья(мызы) ?



Война, по существу, есть зверинный инстинкт разрешения жизненных трудностей, способ недостойный человеческого ума с его необозримыми ресурсами.
И.П.Павлов

[Обновления: вт, 28 ноября 2023 10:38]

Известить модератора

Re: Локализация деревни Гудилова aka села Гудилово [сообщение #208813 является ответом на сообщение #208803] вт, 28 ноября 2023 13:27 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
Randy
Carolus Magnus писал(а) вс, 26 ноября 2023 21:52
на правом берегу (с левой стороны от читателя карты).


ЭТО КАК
Re: Локализация деревни Гудилова aka села Гудилово [сообщение #208814 является ответом на сообщение #208813] вт, 28 ноября 2023 20:55 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
Valdroby
Раньше направления от устья считали. Поэтому разные Десны часто левые притоки сейчас.

Война, по существу, есть зверинный инстинкт разрешения жизненных трудностей, способ недостойный человеческого ума с его необозримыми ресурсами.
И.П.Павлов
Re: Локализация деревни Гудилова aka села Гудилово [сообщение #208816 является ответом на сообщение #208813] ср, 29 ноября 2023 17:39 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
Carolus Magnus
Randy писал(а) вт, 28 ноября 2023 10:27
Carolus Magnus писал(а) вс, 26 ноября 2023 21:52
на правом берегу (с левой стороны от читателя карты).


ЭТО КАК

От картографического гуру получен комментарий: "На карте видно же, что Гудилово с южной стороны Славянки, а на северном берегу какой-то другой топоним.". Это комментарий по шведской карте alexsvar.

В плане чтения карт я ему доверяю полностью. Южная сторона Славянки и ПРАВЫЙ БЕРЕГ СЛАВЯНКИ, очевидно, одно и то же. На правом берегу Славянки находится прямо сейчас МО Посёлок Усть-Луга: граница между МО проходит по оси реки Славянки.

Именно там и было Гудилово. Хотя лично я на какой-то карте (из числа не упоминавшихся в этой теме) видел сразу два Гудиловых: деревню/поселение и "гоф"/"двор". Так что могли быть сразу на двух берегах. Усть-Луга историческая во всяком случае на каком-то этапе через мост перебралась и имела линию домиков на левом берегу речки, оставаясь в основном всё-таки на правом берегу. Отсюда вывод: Усть-Славянка (быв. Словянка, Вейнайоки) - это, в общем-то, Гудилово и есть.

Следовательно, решение принято и обжалованию не подлежит. Разве что по вновь открывшимся или новым обстоятельствам.

ПОСТАНОВЛЯЮ:
Гудилово было на ПРАВОМ берегу/ЮЖНЕЕ реки/совр. Усть-Луга, а не Рыбацкое.
Re: Локализация деревни Гудилова aka села Гудилово [сообщение #208817 является ответом на сообщение #208812] ср, 29 ноября 2023 17:42 Переход к предыдущему сообщения
Carolus Magnus
Valdroby писал(а) вт, 28 ноября 2023 07:27
Поселения(деревни) или поместья(мызы) ?


О, спасибо за готику! А кто-нибудь видит, какие буквы написаны на близлежащем к Гудилову названию на шведской карте (фрагменте)? Там что-то короткое.
Предыдущая тема: Обелиск Коннетабль в Гатчине
Следующая тема: Особняк Пампеля
Переход к форуму:
  


Текущее время: чт фев #d 14:57:14 MSK 2024