ОКРЕСТНОСТИ ПЕТЕРБУРГАПутеводители Карты Краеведение Военная история Фотогалерея    Старый сайт
Начало » Санкт-Петербург » Топонимика » Колпино (Откуда название)
Re: Колпино [сообщение #202435 является ответом на сообщение #202161] вт, 28 июля 2020 08:43 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
Randy
Коллеги, давайте не будем отвлекаться на холивары
Re: Колпино [сообщение #202436 является ответом на сообщение #202431] вт, 28 июля 2020 08:47 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
Randy
[quote title=Carolus Magnus писал(а) вт, 28 июля 2020 04:41]Денис С писал(а) пн, 27 июля 2020 16:29
gribnik писал(а) вс, 26 июля 2020 14:21

Если "сосна" подходит под обоснование названия - pinje, то сухая никаким боком - torr.

С сосной я уже давал ссылку на первоисточник. Остальные авторы просто переписывают оттуда или с тех, кто переписывал оттуда.


Из обёрточной бумаги,
Взявши ножницы и клей,
При наличии отваги
Можно сделать сто рублей!

А из torr-pino Колпино. Но только такой подход при отсутствии сведений о существовании такого населенного пункта ничем не лучше пинания колов, только с иностранным акцентом.

Re: Колпино [сообщение #202437 является ответом на сообщение #202161] вт, 28 июля 2020 09:58 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
pennkill
Мимо Колпино с Ижорой я без шуток не хожу....... ...(народн.)

Тема забуксовала на поэтических этюдах, раз исследователи начали разбирать правила русского языка и народные склонения. Сбор информации по теме - ослабевает.

А Ингриоты обрусевшие, может что хранят по-памяти или в записях?


Парень из нашего города.
Re: Колпино [сообщение #202441 является ответом на сообщение #202405] вт, 28 июля 2020 19:43 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
Денис С
alexsvar писал(а) вс, 26 июля 2020 09:55
Денис С писал(а) вс, 26 июля 2020 08:43
Ещё очень интересно насчёт разлива реки Ижоры. Карта, как я понимаю, 1676 года. Никакого "разлива реки Ижоры" тогда быть не должно! Он образовался в результате постройки плотины пильной мельницы в 1722 году. Имеем ещё одну загадку?


"На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн"

Теме уже почти две недели, но историю Колпино никто не прочитал? Там же речь идет о переносе.

Да, каюсь. Мельница первоначально существовала на месте совхоза имени Тельмана. Интересно, название Колпино существовало в 1710-м году? Или появилось уже только в 1722-м?
В 1722 году была отмежёвана территория от плотины в обе стороны на 250 саженей и по версте вверх и вниз по Ижоре. На этом месте и возникло Колпино. Были построены казармы для мастеровых и рабочих, а для командующего мельницей и мельничного мастера - четыре светлицы. Новая пильная мельница, заложенная на месте, определённом указом, положила начало развитию появившихся вскоре при ней производств - железных, медных, якорных и молотовых заводов[48].
Re: Колпино [сообщение #202442 является ответом на сообщение #202432] вт, 28 июля 2020 19:49 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
Денис С
Carolus Magnus писал(а) вт, 28 июля 2020 04:48
Денис С писал(а) пн, 27 июля 2020 16:33
В 80-е ни о каком склонении названий в среднем роде и речи быть не могло.

Так, наверное, к 80-м годам грамотные ленинградцы кончились? Не? А если серьёзно, то Ваша (и других несклонителей) позиция по данному вопросу будет выглядеть достойной только тогда, когда Вы признаете факт, что литературной нормой в недалёком прошлом было всё-таки склонять, но, по Вашему мнению, к сегодняшнему дню литературная норма изменилась, поэтому склонять уже не надо, а Ваш вариант соответствует актуальной норме. Вот тогда Вы и Ваши сподвижники будете выглядеть серьёзно, а Ваших оппонентов даже можно будет заклеймить пуристами. Проблема в том, что несклонители утверждают, что нормы склонять нет и никогда не было.

Да, когда-то склоняли и теперь тоже стали склонять. Я говорю о периоде 80-х годов, когда жёстко нельзя было склонять названия среднего рода. Я не претендую на истину в последней инстанции ( и такой цели никогда не ставил). Да, я жёсткий "несклонитель" и даже пурист. (Чтобы понять, что это такое, пришлось лезть в Википедию). Но я же имею право на своё мнение? Тем более, что несклонение названий среднего рода не запрещено. Кстати мои любимые "Адреса СПб" всё склоняют по-чёрному
Re: Колпино [сообщение #202443 является ответом на сообщение #202161] вт, 28 июля 2020 19:52 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
LionelRK
как то все проигнорировали что на свежевыложенной карте (1817) Колпаны подписаны как Бол. и Мал. Колпина

[Обновления: вт, 28 июля 2020 19:53]

Известить модератора

Re: Колпино [сообщение #202444 является ответом на сообщение #202161] вт, 28 июля 2020 19:57 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
Денис С
Хотел отыскать вот эту статью "А. Сушко. Красив город, да на отшибе. «Ижорец». (16 сентября 1992 года).Но не удалось. Это на неё ссылка под номером 48 в Вики. Вообще, советую всем, кто интересуется этой темой, залезть в Вики и попытаться найти там ссылки на первоисточники, которые даны в примечаниях. Их там аж 128. Может тогда что-нибудь и выяснится.
Re: Колпино [сообщение #202445 является ответом на сообщение #202443] вт, 28 июля 2020 19:58 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
Денис С
LionelRK писал(а) вт, 28 июля 2020 16:52
как то все проигнорировали что на свежевыложенной карте (1817) Колпаны подписаны как Бол. и Мал. Колпина

1817 год. Это уже почти 100 лет после основания.
Re: Колпино [сообщение #202446 является ответом на сообщение #202443] вт, 28 июля 2020 20:15 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
Randy
LionelRK писал(а) вт, 28 июля 2020 16:52
как то все проигнорировали что на свежевыложенной карте (1817) Колпаны подписаны как Бол. и Мал. Колпина


А Палюстрова как Палесовцы )

[Обновления: вт, 28 июля 2020 20:15]

Известить модератора

Re: Колпино [сообщение #202447 является ответом на сообщение #202161] вт, 28 июля 2020 20:31 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
Денис С
Вот интересная ссылка
https://kolpino.ru/city/history/7/125/
Несколько веков новгородские купцы возвращались из Европы через Неву. Пройдя 24 версты по Неве, сворачивали в реку Ижору. В 7 верстах от её устья (т.е. на месте нынешнего Колпина) их встречал великого князя рядок у Клетей. Рядками назывались селения, занимавшиеся торговлею или ремёслами, в которых дворы были построены действительно рядами. Клеть - амбар или склад. Самое раннее упоминание о поселении на территории современного Колпина содержится в Писцовой книге Водской пятины 1500 г. Согласно этой книге, пашни у местных жителей не было, а занимались они торговлей и ремонтом судов. Рядок составляли 8 дворов, в которых жило 20 человек (учтены только мужчины, составлявшие податное население средневековой Руси).

К рядку тяготел комплекс сельскохозяйственных поселений. Это навевало исследователей на мысль, что к концу XV в. в районе современного города Колпино начал складываться второй после Орешка городской центр Ижорской земли.
Последнее упоминание о рядке у Клетей относится к 1545 г.

Сразу же после неудачной попытки России в 1656 г. вернуть утраченные земли шведское правительство форсирует процесс переселения на опустевшие земли финнов. Хотя по условиям Столбовского мира жителям отошедших к Швеции территорий было предоставлено право свободного выбора вероисповедания, шведы стали проводить насильственное обращение в евангелистскую веру. Православное население массово бежало во внутренние области России. Пик насаждения лютеранства в Ингерманландии приходился на восьмидесятые годы XVII в.Начинается и промышленное освоение присоединенных территорий. На Ижоре, в районе современного пос. Войскорово, шведы построили пильную мельницу. 

С целью выработки бруса и досок, необходимых для строительства как кораблей, так и дворцов, в 1710 г. Меншиков возводит плотину, а при ней вододействующую пильную мельницу с четырьмя амбарами на восемь лесопильных рам. Было это одиннадцатью верстами выше устья Ижоры, вблизи Ижорской мызы (в одной версте ниже села Ижора). Строительство велось руками крепостных Меншикова под наблюдением мастера Яна Кинтлера. В 1712 г. ижорская лесопильня, как и все пильни в окрестностях Санкт-Петербурга, передаётся в ведение Адмиралтейства. Управляющим мельницы был назначен дворянин Феоктист Абрамович Вындомский, а Я. Кинтлер остался мастером. Работать же на ней продолжали крепостные Меншикова.Создание на р. Ижоре в ходе Северной войны адмиралтейской лесопильни стало событием, предопределившим возникновение Ижорских заводов и Колпина.

 Место, выбранное Меншиковым для ижорской пильной мельни-цы, оказалось неудачным: низкие заболоченные берега, прорывы плотины вешними водами. Вско-ре лес вблизи мельницы был почти весь вырублен. Нехватка леса, трудности его сплава и транс-портировки готовых пиломатериалов - всё это требовало решения вопроса о дальнейшей судьбе ижорской лесопильни.Указ Петра I в 1719 г. предписывал Адмиралтейской коллегии создание на новом месте плотины и пильной мельницы с переносом оборудования и переводом работников со старой. Чертёж и смету новой мельницы поручили составить Кинтлеру. После его смерти в июле 1722 г. строительство шло под руководством мельничного и машинного мастера Антона Шмидта.Указ Петра I был исполнен летом 1722 г. Мельница располагалась теперь в семи верстах от устья Ижоры, в более удобной местности, где река уже, течение быстрее, а берега выше и перепад воды больше. Именно с этим событием - строительством новой пильной мельницы на Ижоре - принято связывать зарождение Адмиралтейских Ижорских заводов и Кол-пина (с середины XX в. днём образования Ижорских заводов принято считать 27 июля 1722 г.). Новое местоположение ижорской лесопильни зафиксировано на карте Ингерманландии 1727 г: оно обозначено картографическим знаком мельницы, но не подписано. Ф.А. Вындомский был на-значен комиссаром лесопильни.

Ну и собственно по теме:
 Происхождение топонима Колпино.

Лесопильня, перенесённая на новое место, стала называться Кол-пинской (от шведской деревни Колпино), или Антельской (от мызы Антель). 
    Деревня Колпино возникла также в период шведского владения этой территорией. Мыза Антель в числе других мыз шведского владения (в т.ч. Са-арской) указом царя от 31 мая 1708 г. была подарена его супруге Екатерине Алексеевне (с 1707 г. они принадлежали Меншикову). Сейчас трудно понять причину названия лесопильни Антельской. В публикациях разных периодов при упоминании мызы Антель о ней говорилось как о существо-вавшей на территории современного Колпина. Вероятно, эта ошибка, появись однажды в исторической литературе, стала кочевать из издания в издание. На картах XVII-XVIII вв. мыза Ан-тель не встречается. Деревня Антелево, существующая в Гатчинском районе Ленинградской об-ласти и поныне, находится довольно далеко от того места, где были установлены пильные мель-ницы, о которых идёт речь. Вероятно, здесь имела место ошибка в восприятии местоположения новой лесопильни по отношению к Антелево. Возможно, для какой-то из влиятельных особ Санкт-Петербурга такая отдалённость этих объектов показалась несущественной.Слобода, возникшая на правом берегу Ижоры как первое поселе-ние работников мельницы, получила название Колпино-Никольская. Такое название было связано с тем, что именно здесь раньше находилась деревня Колпино и именно здесь была построена цер-ковь Святителя Николая.Версий, объясняющих происхождение названия Колпино, суще-ствует много.В первом описании селения - книге «Колпино. Селение Адмирал-тейских Ижорских заводов» (1854 г.) название Колпино переводится со шведского как «сухая со-сна». В словаре географических названий Ленинградской области Кисловского «Знаете ли Вы?» (1968 г.) Колпино связывается с производным от балтийско-славянского слова «колпь», «колп» - «дикий гусь», «лебедь». В издании 1973 г. автор выводит Колпино от слова «колпица» в значении молодая самка лебедя. Второе значение слова «колпица» - аистообразная птица семейства иби-совых. По нашему мнению, версия, связывающая название Колпино с колпицей в этом значении, вряд ли имеет право на существование: слишком далеки от этих мест ареалы её обитания.Из словаря Даля можно узнать, что на псковском и тверском на-речии «колпина - щёголь, чистяк, причёсанный». Автор историко-топонимического словаря По-спелов считает, что название Колпино могло произойти от прозвища человека, отличавшегося ще-гольством.Приведённый перечень версий далеко не полный. Довольно рас-пространёнными среди колпинцев являются заведомо ошибочные версии, связанные с причастно-стью к происхождению названия города Петра I. Их можно считать скорее легендами, предания-ми, не имеющими ничего общего с действительностью.Авторам представляется, что закрепление названия шведской де-ревни в названии слободы, а потом и селения могло произойти из-за того, что было воспринято русскими вне шведского значения этого слова - в одном из значений созвучного с ним русского. 

Слобода, возникшая на правом берегу Ижоры как первое поселение работников мельницы, получила название Колпино-Никольская. Такое название было связано с тем, что именно здесь раньше находилась деревня Колпино

Вы чего-нибудь поняли? Я вот нет. Какая такая деревня Колпино находилась раньше на правом берегу реки? Здесь написано, что до возникновения названия Колпино-Никольское на этом месте находилась деревня Колпино. Раньше. Раньше чего? Указа Петра 1-го? Если кто-то сможет разобрать в этой весьма запутанной истории, будет неплохо. Ну, а дальше уже известные версии про лебедей, гусей, щёголей етсетера.
Re: Колпино [сообщение #202448 является ответом на сообщение #202161] ср, 29 июля 2020 09:24 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
Randy
Еще одно трудноопределимое Пино на Ижоре:

https://www.aroundspb.ru/perepisnaya-kniga-pages/1413.html

"деревня на Саюлеси Пино на реце на Ижере"
Re: Колпино [сообщение #202449 является ответом на сообщение #202161] ср, 29 июля 2020 19:02 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
Денис С
Слобода, возникшая на правом берегу Ижоры как первое поселение работников мельницы, получила название Колпино-Никольская. Такое название было связано с тем, что именно здесь раньше находилась деревня Колпино и именно здесь была построена цер-ковь Святителя Николая.


Как говорила Алиса в стране чудес, "всё чудоватее и чудоватее". Когда была построена церковь Святителя Николая?

[Обновления: ср, 29 июля 2020 19:04]

Известить модератора

Re: Колпино [сообщение #202450 является ответом на сообщение #202448] ср, 29 июля 2020 19:05 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
Денис С
Randy писал(а) ср, 29 июля 2020 06:24
Еще одно трудноопределимое Пино на Ижоре:

https://www.aroundspb.ru/perepisnaya-kniga-pages/1413.html

"деревня на Саюлеси Пино на реце на Ижере"

Ну, из этого текста никакой информации не почерпнуть.
Re: Колпино [сообщение #202451 является ответом на сообщение #202450] ср, 29 июля 2020 19:44 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
Randy
Денис С писал(а) ср, 29 июля 2020 16:05
Randy писал(а) ср, 29 июля 2020 06:24
Еще одно трудноопределимое Пино на Ижоре:

https://www.aroundspb.ru/perepisnaya-kniga-pages/1413.html

"деревня на Саюлеси Пино на реце на Ижере"

Ну, из этого текста никакой информации не почерпнуть.


К сожалению, у меня нет доступа к дозорным книгам периода шведской оккупации (
Re: Колпино [сообщение #202452 является ответом на сообщение #202449] ср, 29 июля 2020 19:49 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
Randy
Денис С писал(а) ср, 29 июля 2020 16:02
Слобода, возникшая на правом берегу Ижоры как первое поселение работников мельницы, получила название Колпино-Никольская. Такое название было связано с тем, что именно здесь раньше находилась деревня Колпино и именно здесь была построена цер-ковь Святителя Николая.


Как говорила Алиса в стране чудес, "всё чудоватее и чудоватее". Когда была построена церковь Святителя Николая?


Церковь св. Николая была в этой волости еще в XIV веке, только не на месте Колпино

https://www.aroundspb.ru/perepisnaya-kniga-pages/1410.html

В тексте же имеется в виду, похоже, новый храм XVIII века.


Re: Колпино [сообщение #202453 является ответом на сообщение #202161] ср, 29 июля 2020 20:49 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
Randy
https://terijoki.spb.ru/trk_viewer.php?mfx=map_1704&sc=6

на последней шведской карте не видать никакой "шведской деревни Колпино" (
Re: Колпино [сообщение #202454 является ответом на сообщение #202453] ср, 29 июля 2020 21:24 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
alexsvar
Randy писал(а) ср, 29 июля 2020 20:49
https://terijoki.spb.ru/trk_viewer.php?mfx=map_1704&sc=6

на последней шведской карте не видать никакой "шведской деревни Колпино" (


А это ?
  • Вложение: Снимок.JPG
    (Размер: 48.93KB, Загружено 196 раз)
Re: Колпино [сообщение #202455 является ответом на сообщение #202161] ср, 29 июля 2020 21:35 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
Randy
А это гатчинские Колпаны (
Re: Колпино [сообщение #202456 является ответом на сообщение #202455] ср, 29 июля 2020 21:57 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
alexsvar
Randy писал(а) ср, 29 июля 2020 21:35
А это гатчинские Колпаны (


На картах начала 18 века - подписаны как Колпино/а, и вполне могли считаться на Ижоре.
Re: Колпино [сообщение #202457 является ответом на сообщение #202456] ср, 29 июля 2020 22:04 Переход к предыдущему сообщенияПереход к предыдущему сообщения
Randy
alexsvar писал(а) ср, 29 июля 2020 18:57
Randy писал(а) ср, 29 июля 2020 21:35
А это гатчинские Колпаны (


На картах начала 18 века - подписаны как Колпино/а, и вполне могли считаться на Ижоре.


Тут какое-то странное Колпанско-Антелевское задвоение. См. процитированную заметку. Как будто кто-то в начале XVIII века скопировал эти топонимы из-под Гатчины...
Предыдущая тема: На речке, на речке, на том бережочке...
Следующая тема: Пупышево
Переход к форуму:
  


Текущее время: вс сен #d 21:03:24 MSK 2020