ОКРЕСТНОСТИ ПЕТЕРБУРГАПутеводители Карты Краеведение Военная история Фотогалерея    Старый сайт
Начало » Санкт-Петербург » Топонимика » Околотопонимическая флудильная
Re: Околотопонимическая флудильная [сообщение #204525 является ответом на сообщение #204465] ср, 05 мая 2021 12:31 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
Carolus Magnus
Randy писал(а) пт, 30 апреля 2021 13:45
народная ЯК! однако странно, как пропустили модеры...

UPD: теперь у ЯК новая политика. Раньше нужно было доказывать официальность топонима, теперь достаточно упоминания в СМИ!! И такого дерьма по ЯК теперь навалом...

Неправда. Улиц это не касается. Касается только объектов рельефа и гидрографии. И не только СМИ, а любой источник, который бы доказывал их "используемость" в современном обороте. Форумы тоже годятся, но не форумы краеведов, а скорее городские форумы с обозначением объекта. Хороший пример: ручей Ижорка в Стрельне теперь можно так наименовать (ну, или Леонтьевский ручей, но он доказывается на порядок сложнее), а ту же Шушарку в "настоящих" Шушарах - нельзя. Хотя авторитетная карта с топонимом Шушарка - в наличии, а Ижорка - очевидно, название сугубо локальное, народное, местное, не официальное в истинном смысле этого слова (!), сложившееся (на мой взгляд) не ранее середины XX века (не ранее 1950-х годов, производно от деревни, а не наоборот, а, возможно, сильно позже). Тем не менее, отрицать очевидное трудно: вполне существующий в обороте топоним. Его не надо нигде пиарить и продвигать, он и так известен всем тем, кому интересен (жителям Стрельны), а всем остальным на него болт положить
Re: Околотопонимическая флудильная [сообщение #204527 является ответом на сообщение #179824] ср, 05 мая 2021 12:47 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
Carolus Magnus
По поводу упоминаний в СМИ у меня есть весёлый опыт. Когда-то, особенно до выхода "Городских имён" издания 1997 года, собирал я всякие неофициальные названия. Улиц. А также формы названий. Ну, типа проспекта Руставели. Знаете когда бросил? Во-первых, когда понял, что по количеству искажений авторы СМИ обставляют даже безграмотную толпу, народ. Количество народных вариантов на порядок, на два порядка меньше, чем количество искажений в СМИ. При этом, очевидно, что если такой вариант, какой упомянут в газетной статье - нигде и никем, кроме разве что самого автора здесь и сейчас, не употребляется. Во-вторых, я написал себе в список улиц Санкт-Петербурга некую Крепостную улицу, которая упоминалась в авторитетной для меня газете "Санкт-Петербургские ведомости". Тем более, это было время до веб два ноля, то есть газеты были газетами, с вычиткой, корректурой, верстанием и в штате газет были нормальные специалисты, не набранные по объявлениям с улицы мальчики и девочки. Только, проблема - в статье не было указано, где эта Крепостная улица проходит. Но там произошло происшествие. Значительно позже оказалось, что произошло оно не в Санкт-Петербурге, а в Выборге, но автор ошибся городом. А я-то дурак пытался найти Крепостную ул. в Питере. Причём до этого была Соборная площадь в Петропавловской крепости - здесь никаких вопросов, она там есть, и она имеет такое неофициальное название, даже не в устном народном творчестве, а вполне себе в документации. Другой момент, что она объектом УДС не является - топоним от этого "не бывшим" не является. Я тогда и думал, что Крепостная улица - примерного того же "качества". Но ударом стало то, что её НЕТ и НЕ БЫЛО - вообще ни в каком качестве. Нет, потому что "не родилась", потому что объекта нет. Автор перепутал город, но не так, как в случае с проспектом Руставели, а именно допустил ошибку в месте происшествия, а, стало быть, в самом объекте, в самой местности. После чего я перестал вести этот список, но при этом если изначально известен объект, и его как-то называют - тогда я его примечаю. Объект первичен, а топоним вторичен!
Re: Околотопонимическая флудильная [сообщение #204533 является ответом на сообщение #204525] ср, 05 мая 2021 14:33 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
Carolus Magnus
Carolus Magnus писал(а) ср, 05 мая 2021 09:31
ручей Ижорка в Стрельне теперь можно так наименовать (ну, или Леонтьевский ручей, но он доказывается на порядок сложнее)

Тьфу, ты, заговорился - не Леонтьевский, а Львовский ручей, конечно. Не суть. Всё равно его Ижоркой кличут, и петиции писали с этим гидронимом. Тем не менее, почему-то в Реестр НОГС его планировали вносить под названием "Львовский", хотя формально здесь нет преимущества ни у одного из названий. Правда, так и не внесли.

[Обновления: ср, 05 мая 2021 14:34]

Известить модератора

Re: Околотопонимическая флудильная [сообщение #204554 является ответом на сообщение #179824] сб, 08 мая 2021 10:23 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
Chartpilot
Тема как раз для флудильни. ((
Что за зверь "...атласа мира с российскими топонимами"?!

Таллин - Колывань? Или сразу Леденец?
Или по линии замены транскрибирования на якобы перевод, типа вместо Кот д'Ивуара вернётся Берег Слоновой Кости.
Примерно:
"Перепер он нам Шекспира
На язык родных осин". ©
Re: Околотопонимическая флудильная [сообщение #204556 является ответом на сообщение #179824] сб, 08 мая 2021 12:24 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
Randy
Была какая-то мутная тема про объекты, открытые и окрещенные русскими мореплавателями, которые впоследствии стали подписывать по-международному. В основном это Океания. А теперь, значит, надо справедливость восстановить. Попробую уточнить в РГО.
Re: Околотопонимическая флудильная [сообщение #204557 является ответом на сообщение #204556] сб, 08 мая 2021 15:44 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
Chartpilot
Мутная, конечно.
В той части Тихого океана куча маленьких островов, и в XIX веке, без точных методов местоопределения, народ по несколько раз открывал одно и тоже.
Да тут вопрос даже не в приоритете...
Как говорили во дворе, всё - заиграно!
Ведь рядом с этим "восстановленным" названием обязательно нужно будет давать и другое, "неправильное".
Ладно тебя не поймут.
Сам же потом путанёшься, не сопоставив название с каким-нибудь старым текстом, или не дай бог, с лоцией.

[Обновления: сб, 08 мая 2021 15:45]

Известить модератора

Re: Околотопонимическая флудильная [сообщение #204564 является ответом на сообщение #204557] пн, 10 мая 2021 12:20 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
Carolus Magnus
Цитата:
- Вот этот текст слово в слово: «Двадцать седьмого июня 1862 года трехмачтовое судно „Британия", из Глазго, потерпело крушение в тысяче пятистах лье от Патагонии, в Южном полушарии. Два матроса и капитан Грант добрались до острова Табор...»

- Как?! - воскликнул Паганель.

- «Здесь, - продолжал Гарри Грант, - терпя постоянные жестокие лишения, они бросили этот документ под 153° долготы и 37° 11' широты. Придите им на помощь, или они погибнут».

Услышав слово «Табор», Паганель вскочил с места и вне себя воскликнул:

- Как - остров Табор? Да ведь это же риф Мария-Тереза!

- Совершенно верно, господин Паганель, - ответил Гарри Грант. - На английских и немецких картах - Мария-Тереза, а на французских - Табор.

В эту минуту полновесный удар обрушился на плечо Паганеля, так что он согнулся. Справедливость требует признать, что это майор, впервые вышедший из рамок строгой корректности, так наградил Паганеля.

- Географ! - сказал с глубочайшим презрением Мак-Наббс.

Но Паганель даже и не почувствовал удара. Что значил он по сравнению с ударом, нанесенным его самолюбию ученого!
Так значит, как рассказал он капитану Гранту, он постепенно приближался к истине. Патагония, Австралия, Новая Зеландия казались ему бесспорным местом крушения. Обрывок слова contin, который он истолковал сначала как continent (континент), постепенно получил свое подлинное значение: continuelle (постоянная); indi означало сначала indiens (индейцы), потом indigenes (туземцы) и, наконец, было правильно понято как слово indigence (лишения). Только обрывок слова abor ввел в заблуждение проницательного географа. Паганель упорно видел в нем корень глагола aborder (причаливать), между тем как это было частью французского названия острова Мария-Тереза, где нашли приют потерпевшие кораблекрушение на «Британии»: остров Табор. Правда, этой ошибки трудно было избежать, раз на всех корабельных картах «Дункана» этот остров значился под названием Мария-Тереза.

- Но все равно! - восклицал Паганель и рвал на себе волосы в отчаянии. - Я не должен был забывать об этом двойном названии! Это непростительная ошибка, заблуждение, недостойное секретаря Географического общества! Я опозорен!

- Господин Паганель, успокойтесь! - утешала географа леди Элен.

- Нет, нет! Я настоящий осёл!

Для тех, кто не знает - это вообще "остров-призрак", географическая ошибка в лоциях и картах на протяжении доброй сотни лет: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%8F-%D0%A2%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B0_(%D1%80%D0%B8%D1%84)

Лично я его сам видел в "Офицерском атласе", который мне давала учительница географии. Отличный, кстати, был атлас, книжного формата, огромный как том энциклопедии, с качественными картами. Не был в свободной продаже, а сейчас стоит безумных денег.

[Обновления: пн, 10 мая 2021 12:28]

Известить модератора

Re: Околотопонимическая флудильная [сообщение #204569 является ответом на сообщение #204564] пн, 10 мая 2021 23:05 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
Chartpilot
Carolus Magnus писал(а) пн, 10 мая 2021 09:20
Лично я его сам видел в "Офицерском атласе", который мне давала учительница географии. Отличный, кстати, был атлас, книжного формата, огромный как том энциклопедии, с качественными картами. Не был в свободной продаже, а сейчас стоит безумных денег.

Насчёт того, что "Атлас офицера" не был в свободной продаже - сомневаюсь...
Издание 1974 года было тиражом 40000 экз.
Не удивлюсь, что его офицерам ещё и навязывали!
Но спорить не буду.
А вот что точно - купить его дешевле денег!
Цена начинается от 800-1000 рублей.
Что на авито, что на alib.ru.

Насчёт острова Мария-Тереза.
Ради интереса посмотрел в предшественнике "Атласа Офицера", "Атласа командира РККА" 1938 года.
(Впервые лет за 10, стащил его со шкафа).
Так вот там острова нет! Даже странно, что позже эту мифологию нанесли.
Кстати, вот этот атлас действительно редкий (тираж в книге не указан).
Re: Околотопонимическая флудильная [сообщение #204588 является ответом на сообщение #179824] ср, 12 мая 2021 18:42 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
Roman_P
А Гугл-карты, между прочим, тоже не лыком шиты!

Причём если с яндексовской Контейнерной хотя бы понятно, откуда она взялась, то вот эта ересь откуда?!!
Re: Околотопонимическая флудильная [сообщение #204589 является ответом на сообщение #204569] ср, 12 мая 2021 20:15 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
Carolus Magnus
Chartpilot писал(а) пн, 10 мая 2021 20:05
Насчёт острова Мария-Тереза.

В атласе был риф Мария Тереза (или риф Марии Терезы). Но точно риф, а не остров. То, что по координатам нет никакой серьёзной земли - думаю, поняли уже давно. Но не отметить объект, который есть в лоциях - как бы тоже некомильфо. Капитаны не поймут
Re: Околотопонимическая флудильная [сообщение #204593 является ответом на сообщение #204589] ср, 12 мая 2021 21:06 Переход к предыдущему сообщения
Chartpilot
Carolus Magnus писал(а) ср, 12 мая 2021 17:15
Но точно риф, а не остров.

Ка-анешна!
Но в атласе 1938 года там просто пустой океан.
Предыдущая тема: Когда улица Кингисеппа стала Кронверкской?
Следующая тема: Терийоки - Жемчужная и др.
Переход к форуму:
  


Текущее время: вт июн #d 15:49:55 MSK 2021