ОКРЕСТНОСТИ ПЕТЕРБУРГАПутеводители Карты Краеведение Военная история Фотогалерея    Старый сайт
Начало » Санкт-Петербург » Южные районы » Странная дорога в районе Павловска
Странная дорога в районе Павловска [сообщение #118332] пн, 01 августа 2011 23:50 Переход к следующему сообщения
kirIII
С удивлением увидел на карте окрестностей Петербурга от 1914-го года совершенно неизвестную мне железную дорогу (по обозначения того времени, судя по всему либо узкоколейка, либо однопутка стандартной колеи), отходящую от старого царскосельского вокзала и идущую через Павловский парк (в районе Белой Березы) в сторону Федоровского посада, Аннолово и дальше.

Что это было? Или речь о картографическом ляпе? Временная лесо/торфовозная узкоколейка? Но у временных дорог иное топообозначение было... Ничего не понимаю.

Никакой информации беглый поиск по доступным источникам не дал...

На более ранних картах (конец XIX века) и схемах 20-х годов - данной дороги либо еще, либо уже нет.

Местность знаю хорошо - видимых следов существования дороги никогда не замечал, правда специально, конечно, и не искал. Теперь будет повод приглядеться...

А вот и фрагмент карты, загадочная дорога проходит по центру.

Re: Странная дорога в районе Павловска [сообщение #118340 является ответом на сообщение #118332] вт, 02 августа 2011 08:31 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
DSh
Я так понимаю, что никакая это не железная дорога. Если взять весь девятый лист третьго ряда, часть которого тут представлена, то внизу можно увидеть надпись: "Строющаяся ж. д. нанесена схематически". Очевидно так и не была построена.
Re: Странная дорога в районе Павловска [сообщение #118343 является ответом на сообщение #118340] вт, 02 августа 2011 12:10 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
kirIII
В принципе - звучит логично, ибо на иных картах никакой дороги нет.
И о проекте нигде слова не встречал даже близко.

Но есть и загвоздка - топообозначение строящихся ж/д на картах того времени совсем иные, нежели имеющееся. Совпадает с узкоколейкой.

Вот сиди теперь и думай... а может быть, действительно ляп?
Жаль, Януш умер - краевед с "железнодорожной жилкой"...


Re: Странная дорога в районе Павловска [сообщение #118347 является ответом на сообщение #118332] вт, 02 августа 2011 18:17 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
Михаил_К
Если расматривать укрупненно, то впечатление, что эта дорога дорисована на уже существующую карту. При увеличении видны карандашные штрихи.
Что вполне объяснимо, так как на карте представлен один из вариантов прохождения железной дороги СПб-Новгород (через Новолисино (Форносово)).
В реальности, отвод от существующей линии на Новгород был сооружен южнее Павловска. Подозреваю, что из-за меньших проблем с землеотведением.
Так что на карте просто один из проектных вариантов, который не был воплощен.
Думаю, что если поискать информацию о проектировании жд СПб-Новгород, то найдется упоминание о варианте отвода линии от Царского Села.
Временя рождения карты и проектных работ практически совпадают.
Re: Странная дорога в районе Павловска [сообщение #118348 является ответом на сообщение #118332] вт, 02 августа 2011 18:31 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
Михаил_К
Навскидку найдено на сайте одного из участников форума.

Начало цитаты.
По представлению МПС от 17 сентября 1915 года общество Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги должно было приступить к сооружению линии Петроград — Новгород. «Указанное общество обязывалось соорудить железнодорожную линию магистрального типа от города Орёл до города Царское Село. Особое совещание признало ныне необходимым срочно приступить к постройке головного участка линий Петроград — Орёл, а именно от Петрограда до Новгорода». Эта дорога, разгружая Николаевскую и Витебскую линии, облегчала бы подвоз топлива к Петрограду

Строительство началось весной 1916 года. В работах участвовали военнопленные Германии и её союзников. В 1917 году участок Павловск — Новгород находился в высокой степени готовности, на небольшом участке южнее Новгорода начались работы (в том числе строился мост через Волхов). Далее в сторону Смоленска, скорее всего, работы не начинались.

После завершения Гражданской войны (1918-1922) строительство железной дороги на участке Павловск — Новгород возобновилось. В 1926 году линия Павловск — Новгород была официально принята в эксплуатацию. Единственный объект, который не был достроен — путепровод над железной дорогой Тосно — Гатчина в районе станции Новолисино.
Конец цитаты.

Источник http://sbchf.narod.ru/12/pavlnov.html
Re: Странная дорога в районе Павловска [сообщение #118356 является ответом на сообщение #118348] вт, 02 августа 2011 20:40 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
dudukin

Михаил_К писал(а) вт, 02 августа 2011 18:31

на небольшом участке южнее Новгорода начались работы (в том числе строился мост через Волхов).
...
Единственный объект, который не был достроен — путепровод над железной дорогой Тосно — Гатчина в районе станции Новолисино.
Конец цитаты.


Я правильно понимаю, что имеются в виду оставшиеся с тех времен опоры недостроенного моста в Волхове возле Витославлиц и насыпь там же?
Re: Странная дорога в районе Павловска [сообщение #118369 является ответом на сообщение #118348] ср, 03 августа 2011 00:09 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
nkvlad

Действительно,

не все просто

Полное географическое описание нашего отечества. т.III Озерная область. под.ред. В.П. Семенова, СПб. 1900

и для сравнения http://www.interbox.narod.ru/Maps/1401.jpg

Re: Странная дорога в районе Павловска [сообщение #118370 является ответом на сообщение #118369] ср, 03 августа 2011 00:25 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
kirIII
Да, ситуация становится понятней.

Похоже, бардак с топообозначениями на картах ХIX-XX всему виной. Мне тоже казалось, что дело в "виртуальной картографии", а не в реальной забытой дороге - ее следы в том или ином варианте сохранились бы.

Спасибо!
Re: Странная дорога в районе Павловска [сообщение #118766 является ответом на сообщение #118332] пн, 15 августа 2011 14:14 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
Михаил_К
Долго думал по поводу
"Полное географическое описание нашего отечества. т.III Озерная область. под.ред. В.П. Семенова, СПб. 1900"

Во всех справочниках даты строительства станций от Павловска до Вырицы указывается как 1902 год.
Год перешивки Царскосельской железной дороги на колею 1524 тоже указывается как 1902.

Получается, что В.П. Семенов писал описание по проекту, который потом был откорректирован?

Иначе не объяснить отличие трассы в настоящее время и на приведеной карте.
Re: Странная дорога в районе Павловска [сообщение #118781 является ответом на сообщение #118766] пн, 15 августа 2011 23:11 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
nkvlad

Если следовать другому авторитетному изданию -
"История железнодорожного транспорта России" т.1,
поворотным в истории Царскосельской дороги является именно 1900г.
Со 2 января дорога перешла в руки новых хозяев. "Новые хозяева предполагали использовать старейшую линию страны в качестве головного участка дороги на юг: Петербург-Дно-Новосокольники-Витебск. ... Главная задача заключалась в выборе места отвода новой трассы от Царскосельской."
Перешивка колеи на пятифунтовую (1524 мм) началась во второй половине 1900г.
Re: Странная дорога в районе Павловска [сообщение #176792 является ответом на сообщение #118332] сб, 04 июля 2015 01:41 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
kudrdima
Прошу прощение за "некропост", но только сегодня представился случай достоверного ответа.
kirIII писал(а) пн, 01 августа 2011 23:50

С удивлением увидел на карте окрестностей Петербурга от 1914-го года совершенно неизвестную мне железную дорогу ...На более ранних картах (конец XIX века) и схемах 20-х годов - данной дороги либо еще, либо уже нет...
На карте представлен один из вариантов прохождения железной дороги Павловск - Новолисино - Радофинниково - Новгород...
До середины 1916 г. обсуждался вопрос о месте примыкания линии Петроград - Орёл Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги к линии Петербург - Витебск.
Представленный на карте вариант предполагал примыкание между станциями Царское Село и Павловск I. По этому варианту предполагался обход Павловска с востока, устройство станции Павловск III и строительство соединительной ветки от станции Павловск III Орловской линии к станции Антропшино Витебской линии. Вариант имел сторонников в Царском Селе, Дворцовом управлении и большой плюс в сохранении движении пригородных поездов по существующем путям примыкающим непосредственно к вокзалу в Царском Селе. Строительство двух новых главных путей - для дальнего сообщения и товарных поездов предполагалось восточнее существующих.
Однако был принят иной вариант: ответвлении на Орёл осуществлялось южнее станции Павловск II со значительным расширение товарной части станции Павловск II. Этот вариант не имел недостатков вышеупомянутого варианта, хотя и "ухудшал" положении пригородных пассажиров станции Царское Село.

Материалы по данному вопросу можно посмотреть в Центральном историческом архиве Санкт-Петербурга фонд 1361, опись 6, дело 31 "О постройке новой линии Петроград - Орёл и развитии Петроградского узла".
В деле 191 лист документов с 17 декабря 1915 г. по 17 июня 1917 г.
Re: Странная дорога в районе Павловска [сообщение #176804 является ответом на сообщение #176792] сб, 04 июля 2015 13:36 Переход к предыдущему сообщения
kirIII
Спасибо за интересную информацию!
Предыдущая тема: Мосты на о. Малый Резвый
Следующая тема: Подборка фотографий Ю-З
Переход к форуму:
  


Текущее время: пт апр #d 00:34:00 MSK 2024