ОКРЕСТНОСТИ ПЕТЕРБУРГАПутеводители Карты Краеведение Военная история Фотогалерея    Старый сайт
Начало » неГлавный » Экспедиции » Питкярантские рудники и заводы. ч.1-3
Питкярантские рудники и заводы. ч.1-3 [сообщение #79364] чт, 23 июля 2009 22:36 Переход к следующему сообщения
alexsvar
Цель: найти и посетить остатки рудников, шахт, заводов, ГЭС и всякие красивые места.

Передвигались на минивэне и соболе 4х4.

День 1:

Нашел место захоронения троюродного деда Вишневского Г.С. в Олонце.
http:// www.forum.aroundspb.ru/index.php?t=tree&rid=24&th=75 09&goto=71097#msg_71097
Родные считали, что он пропал без вести в 1941 году в Синявино.



Варашев камень дался опять не просто, заход на тропу с железной дороги осложняется заболоченной местностью вдоль насыпи. Даже выйдя обратно на насыпь можно сказать, что входы в заросли не видно. Ориентиром служит все та же синяя тряпка на дереве, что и в 2006 году.


Москвичи на лендровере, неосилившие ручей в километре от камня.

Доступность камня посуху зависит от уровня воды в Ладоге, в 2006 он фактически стоял на суше, в 2009 оказался на глубине около полуметра метрах в пятнадцати от берега.


Краеведы идут на поклон к камню.


Дот Видлицкого УРа (СССР) в начале деревни Погранкондуши виден прямо с шоссе в середине подъема к деревне. Амбразуры направлены на дорогу, сверху стоит дом синего цвета.

Финский памятник на кладбище между Ряймяля и Салми: высокий обелиск на насыпи, в склоны которой вделаны таблички с именами погибших в 1918-19 годах. На финском кладбище делают современные захоронения граждан РФ, сохранились несколько основательных чугунных крестов. Имена похороненных отлиты вместе с крестами - индивидуальные отливки были. От небольших крестов остались только огрызки основания, торчащие из камня. То же на православном кладбище в Салми.


Финский памятник в Салми.


Дорога на ГЭС Kivikulmankoski на реке Ууксу пролегает мимо действующего карьера. На многих картах заезд с шоссе показан неверно, заезжать надо по широкому грейдеру, отходящему от шоссе после жд моста (если ехать от Питкяранта). Метров за 100 до охраняемых ворот действующего карьера вправо уходит малозаметная дорожка. Она долго петляет между заброшенных карьеров и выводит прямо к плотине. За 400 метров до плотины в низине есть труднопроходимое место.


От сооружений ГЭС остался лишь водоподводящий канал, стены которого сложены из тесаных валунов и шахта, где была установлена турбина. Отверстие колодца около метра в диаметре, глубина около 5 метров.


Колодец турбины ГЭС Kivikulmankoski


От самой плотины ничего не осталось, место можно определить по началу водоподводящего канала и остаткам анкеров в скалах. Сейчас вода свободно падает по камням, как было до постройки плотины.


Порог Kivikulmankoski


Выше по течению Ууксу есть еще одна ГЭС на пороге Jukokoski. Туда не поехали из-за цейтнота.

За Питкярантой остановились в секретном месте на озере. По причине холодной погоды полностью отсутствовали комары и люди на соседних стоянках

Это мы



Шоссе в 2 часа ночи (с 1.5 секундной экспозицией)



День 2:

От Креста скорби на Колатсельгу идет отличное шоссе, в деревне есть кусок грейдера метров 200 дальше опять начинается асфальт, где кончается - неизвестно.

На Тулмозерский завод от деревни ведет лесная отремонтированная дорога, видна колея 3-5см от легковушки, которая проехала, когда дорога была раскисшей. Доехали до поворота к заводу (путевые точки были весьма условны) и прошлись немного по подъездной дороге, которая тоже оказалась вполне проезжаемой.

Завод встречает посетителей монументальным стенами из тесаного камня и кирпича. Выходишь на поляну, вокруг возвышаются 5-7 метровые стены, за еще и с зубцами (разрушенными оконными проемами под самой крышей (которой сейчас уже нет). Очень сильно похоже на какую-то средневековую крепость. В нескольких проемах сохранились оконные рамы из бруса непомерной толщины.


Тулмозерский завод


От оборудования не осталось ничего, только стены, заглубленные подземные ходы (водо- или воздуховоды). Перекрытия крыши исчезли таинственным образом. Говорят, что завод взорвали финны в 1944, но они как-то недобросовестно его взорвали. Скорее всего все вывезли.

Через деревню Колатсельга поехали на железнорудные шахты Рогосельга. Мимо карельского кладбища с необычными крестами, но незатейливо сделанными из металлического уголка в лес уходит недавно отремонтированная лесная дорога. Дорожное полотно выровнено, подсыпано, просто чудеса.


Карельское кладбище в Колатсельге.


Шахта оказалась почти в расчетной точке. Вход виден прямо с дороги в виде дырки в заросшем лесом невысоком склоне.

Вход горизонтальный на уровне земли, метров через 10 от входа раздваивается, вправо ведет ход около 20 метров упирающийся в тупик, влево видна наклонная горная выработка. Этакая щель под 45 градусов шириной метра 2, укрепленная сгнившими бревнами. А сверху откуда-то просачивается свет.


Налево пойдешь - попадешь... в выработку.


Пока одни набирали железную руду из отвала прямо на дороге - другие нашли еще один вход в рудник.


Железная руда


Вход в выработку расположен в обычном на вид лесу. Сверху видна узкая щель с наклоном 45град и шириной метров 5. От входа выработка начинает расширятся, образуя пространство шириной метров 20, спадающее вниз к центру земли. Тут остались рельсы вагонеток, рядом приют диггеров. Потолок поддерживают сгнившие столбы, иные уже валяются.


Выработка.


Смелые пошли вниз, нашли там подземный водоем и свалку упавших крепей и.... вышли из горы через другой провал.


"Сто раз так делал!" (с) Covex


Далее по дороге расположен еще один горизонтальный полузатопленный вход в соседнюю выработку.

Из Колатсельги поехали на водопад Юканкоски (а как-же проехать мимо, не посетив?). Дорогу туда сделали прошлой осенью для съемок какого фильма и она стала проезжабельная для любой машины. Как следствие на Юканкоски был полный "матрас", десяток автомобилей, приехала кампания местных на мерсе и пассате и с гиканьем носилась повсюду, не выпуская бутылок пива из рук.


Водопад Юканкоски, вид сверху.


Далее поехали в Ляскеля и дальше в Хиденсельку(или ХиденсельГу).
Скала высотой 111м вырастает почти от берега реки, оставляя небольшое пространство для шоссе и железной дороги и домиков местных жителей.
Полезли вверх по крутому склону, местами на склоне надо было цепляться руками, а потом нашли тропу и пошли по ней.

Сверху со скалы открывается фантастический вид на острова, проливы и вроде оттуда прекрасно виден Валаам. (не уверены, что в дымке это был он, но дальность и азимут совпадали с картой)


Вид с горы Хиденселька.


На самой макушке горы имеется дырка-колодец диаметром около метра и глубиной метров 7-10. Зная конфигурацию пещеры - определили где должен быть горизонтальный вход, но склон вблизи предполагаемого входа показался крутым и скользким, поэтому спустились обратно пониже и пошли в обход на высоте метров 10-15 ниже макушки. Тут был горелый бурелом и болото, продирались с трудом. Обошли гору и увидели осыпь осколков гранита, по ней подобрались к вершине и нашли вход, ведущий в камеру.


Вход в "НП".


Похоже, что здесь неутомимые финны предполагали сделать наблюдательный пункт: вход с тыла в камеру и оттуда вертикальная шахта на макушку горы. Разрушить такое сооружение было бы практически невозможно.

От входа легко залезли опять на макушку, так как обходить обратно по бурелому не хотелось и долго-долго шли вниз по тропе.

К ночи вернулись на свою стоянку. С субботы на воскресенье вокруг стало людно: на стоянке в полукилометре от нашего места кто-то полночи завывал, распугивая местных духов, а мимо нашей стоянки куда-то в глубь леса проезжали велосипедисты.



День 3:

На третий день поехали искать шахту, где добывали оловянный камень. Приехали на место, в расчетной точке оказалась площадка, заваленная щебнем разных каменных пород и песком. Судя по артефактам в виде мятых бочек и рваных шлангов - тут была площадка техники, которая строила шоссе на Пряжу.

От площадки нашли дорожку вверх в горку, пробную скважину и подумали, что шахта на горе. Но дорога метров через сто стала совсем заброшенной. Ребята полезли дальше в горку, обошли холм по периметру, но ничего не нашли. Искомая финская шахта отыскалась в лесу у подножия холма. Над шахтой сделан "домик", похоже что там стоял насос, которым пытались откачать воду. Устье шахты завалено кусками породы.


"Домик" над финской шахтой


В Питкяранте заехали опять на шахту Герберц 1, набрали магнетита и прочих красивых камушков. Неказистый с виду черный камешек отклоняет стрелку компаса на 20 градусов.

А разнообразные разновидности колчедана сверкают на солнце не хуже настоящего золота.


"Алмазы"



"Золото"


В ходе поездки заезжали на довоенные православные кладбища. Везде царит очень печальная картина нашего варварства.


Осколок креста


Практически все чугунные кресты сломаны, склепы разрыты, надгробия разрушены. Финская община поставила у кладбищ памятные знаки, и, видимо, скоро это будет единственным признаком места.


Православное кладбище в Питкяранта


В Салми заехали на ГЭС, воды из-за дождей в этом году было больше.


Церковь в Салми



Водослив ГЭС на Туломе


В Ильинском остановились у мемориала узникам концлагерей. Фраза на мемориальной доске написана на каком-то странном языке, не иначе как в переводе. Непонятно почему нельзя назвать все своими именами, написано про каких-то безродных оккупантов. А еще лет через 20 наверно дети будут считать, что в олонце были немецкие фашисты.


"Вечная память узникам -
жертвам принудительного режима
Ильинских концлагерей,
созданных оккупантами
в 1941-1944 г.г."


За Олонцом нас тормознули на посту и решили досмотреть, т.к. вид напоминал копательский. Мы представили что они скажут, когда на дне рюкзаков найдут камешки с золотыми вкраплениями.


"Золотой" самородок

Представили как будем откупаться взяткой камнями. Смех был столь откровенный и громкий, что по-видимому портил им рабочий настрой, и, заполнив фиктивный протокол, нас отпустили домой

зы:
Дефибрёр - мельница с каменными жерновами, которые размалывают древесину на волокна
  • Вложение: index.jpg
    (Размер: 85.70KB, Загружено 5745 раз)
  • Вложение: index_002.jpg
    (Размер: 48.57KB, Загружено 5697 раз)
  • Вложение: index_003.jpg
    (Размер: 69.01KB, Загружено 5602 раза)
  • Вложение: index_004.jpg
    (Размер: 83.09KB, Загружено 5645 раз)
  • Вложение: index_005.jpg
    (Размер: 69.59KB, Загружено 5727 раз)
  • Вложение: index_006.jpg
    (Размер: 102.53KB, Загружено 5430 раз)
  • Вложение: index_007.jpg
    (Размер: 63.54KB, Загружено 5497 раз)
  • Вложение: index_008.jpg
    (Размер: 70.93KB, Загружено 5655 раз)
  • Вложение: index.jpg
    (Размер: 74.78KB, Загружено 5738 раз)
  • Вложение: index_002.jpg
    (Размер: 55.07KB, Загружено 5445 раз)
  • Вложение: index_003.jpg
    (Размер: 61.33KB, Загружено 5313 раз)
  • Вложение: index_004.jpg
    (Размер: 62.27KB, Загружено 5509 раз)
  • Вложение: index_005.jpg
    (Размер: 57.35KB, Загружено 10262 раза)
  • Вложение: index_006.jpg
    (Размер: 57.70KB, Загружено 5401 раз)
  • Вложение: index_007.jpg
    (Размер: 72.90KB, Загружено 5481 раз)
  • Вложение: index_008.jpg
    (Размер: 58.88KB, Загружено 5716 раз)
  • Вложение: index_009.jpg
    (Размер: 81.70KB, Загружено 5212 раз)
  • Вложение: index.jpg
    (Размер: 21.38KB, Загружено 5194 раза)
  • Вложение: index_002.jpg
    (Размер: 93.96KB, Загружено 5480 раз)
  • Вложение: index_003.jpg
    (Размер: 60.02KB, Загружено 5379 раз)
  • Вложение: index_004.jpg
    (Размер: 52.65KB, Загружено 5641 раз)
  • Вложение: index_005.jpg
    (Размер: 95.34KB, Загружено 5401 раз)
  • Вложение: index_006.jpg
    (Размер: 30.94KB, Загружено 6762 раза)
  • Вложение: index_007.jpg
    (Размер: 119.17KB, Загружено 5639 раз)
  • Вложение: index_008.jpg
    (Размер: 30.16KB, Загружено 5202 раза)
  • Вложение: index_009.jpg
    (Размер: 95.19KB, Загружено 5445 раз)
  • Вложение: index_010.jpg
    (Размер: 63.33KB, Загружено 5490 раз)
Re: Питкярантские рудники и заводы. ч.1-3 [сообщение #79954 является ответом на сообщение #79364] сб, 08 августа 2009 16:27 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
Леонид Харитонов
Ответ на вопрос, где кончается "голубая дорога" (хорошее шоссе от Ляскеля в направлении Пряжи).

Практически, в Колатсельге.

Скажем так, от Колатсельги до Палалахты хороший асфальт еще есть, но только вне населенных пунктов. Новая дорога между Тулмозером и Ведлозером находится в состоянии строительства, поэтому старая совершенно разбита самосвалами и прочей техникой, места пересечения старой дороги со строящейся – особо неприятны. Строительство "голубой дороги" идет в направлении с запада на восток, и в 2009 г. большая стройка начиналась от Палалахты, а кончалась у моста через р. Нялма. Восточнее этого моста строить пока не принимались. От него до Пряжи идет километров 60 обычного российского асфальта в одну полосу, ни плохого, ни хорошего, хотя отдельными местами - приличного.

Мы как раз соблазнились идеей вернуться от Питкяранты в Олонец "с ветерком" по "голубой дороге" и мурманке, и вот в такую ловушку попали!
а еще поподробней? [сообщение #79958 является ответом на сообщение #79954] сб, 08 августа 2009 23:17 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
alexsvar
Цитата:

места пересечения старой дороги со строящейся – особо неприятны


Машина с просветом в 10см проедет или будет за все цепляться?

Цитата:

Мы как раз соблазнились идеей вернуться от Питкяранты в Олонец "с ветерком" по "голубой дороге" и мурманке, и вот в такую ловушку попали!


Если там всего 20км плохой дороги - то это очень даже неплохо.

ps: может быть сюда свои путевые заметки выложите?


 
Re: а еще поподробней? [сообщение #82578 является ответом на сообщение #79958] пн, 21 сентября 2009 18:14 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
Леонид Харитонов
У нас Toyota Carina с просветом 15 см. Проехали ни за что не цепляясь, но сильно трясло по гравию, песку и еще черте чему и вообще было зело неприятно рулить. Думаю, что любая машина пройдет, так как луж и грязи на дороге не просматривалось. Просто противный грейдер и не более того (особенно в сравнении с "голубой дорогой").

Да, именно километров 16-20 таких там и наберется.

Свои путевые заметки я выложил сюда (как, впрочем, и другие "фотозаметки"):
http://vkontakte.ru/album5292878_95010021
а также сюда
http://foto.mail.ru/mail/leonidkharitonov/2003

[Сервер "foto.mail.ru" хорош тем, что для доступа к нему не надо регистрироваться на Mail.ru, а также тем, что есть возможность просмотреть не только уменьшенные, но и полноэкранные изображения (кнопка с изображением лупы), но плох тем, что теперь для просмотра подрисуночных описаний требуется на каждой картинке щелкать по строчке "Информация о фото".]
Re: Питкярантские рудники и заводы. ч.1-3 [сообщение #119493 является ответом на сообщение #79364] чт, 08 сентября 2011 15:29 Переход к предыдущему сообщения
Koval

Очень интересно. Я и не знал что там такие места красивые есть!
Предыдущая тема: 400 км по Онеге
Следующая тема: Скопригоньевск и немного рядом
Переход к форуму:
  


Текущее время: чт фев #d 14:49:50 MSK 2024