ОКРЕСТНОСТИ ПЕТЕРБУРГАПутеводители Карты Краеведение Военная история Фотогалерея    Старый сайт
Начало » Санкт-Петербург » Топонимика » Емельяновка. Речка (и) и деревня (и) (Эта речка заслуживает темы)
Емельяновка. Речка (и) и деревня (и) [сообщение #203315] чт, 19 ноября 2020 19:46 Переход к следующему сообщения
Carolus Magnus
Тема создана скорее на будущее. Вдруг кто что полезное найдёт - тащите сюда.

Триггером темы явился план Санкт-Петербурга 1858 года, выложенный недавно автором сайта на сайт. Конечно, этот план есть и на etomesto (вероятно, давно), но раньше он мне как-то не попадался для подробного изучения. А там - новости.

Во-первых, Бабья речка, о которой будет ещё разговор.

Во-вторых, подписана река Емельяновка. Раритет: это в принципе одна из двух карт, на которой данный гидроним был бы подписан. Второй источник - это генплан Ленинграда на 1955-1965 годы, не очень-то достоверный в плане топонимики. Но тут - первый план из дореволюционных времён, что не могло не радовать, пока ... пока я не обнаружил, что это ДРУГАЯ речка, нежели привычная нам всем речка с руслом дугой в районе современной Корабельной улицы. Стал уточнять: фактически на территории Санкт-Петербурга эти две речки существовали всегда. Обе были утрачены при расширении Кировского завода в разное время, но окончательное после ВОВ. Более того, на некоторых картах они ещё и общую гидрографическую систему представляют, так что вполне возможно это "сиамская" Емельяновка. Но всё-таки топоним обычно относится не к гидрографическому объекту, а к конкретному руслу. То есть "как принято здесь называть вот эту воду и эти берега". Поэтому бывает, что одна и та же река имеет разные названия на разных участках своего русла. Это нормально. Поэтому вопрос: что именно называли Емельяновкой?

Теоретически ответ на этот вопрос должна была стать деревня Емельяновка. Что из них от чего произошло, можно спорить, но вот находиться они должны рядом. И тут обнаружилась странная вещь. Деревня Емельяновка на плане 1858 года ЕСТЬ. Более того, даже в виде россыпи домов на конкретной площади. Ну, я понимаю, что это условные знаки, а не обязательно дома, еропланов тогда не было ещё, а шарльеры и гондофьеры в России не принимали Тем не менее, это позволяло уточнить, где же находится деревня по мнению автора карты. И вот - деревня обнаружилась ... на той же Емельяновке, что подписана на карте. То есть северная речка. Та, русло которой вдоль будущей Путиловской ветки, а не та, которая южнее и дугообразная (известная нам как Емельяновка).

Но, позвольте, если с названием речки на старых картах большой напряг, то уж с деревней Емельяновкой никаких вопросов: везде подписана, больше десятка карт точно есть, включая старые и даже раньше 1858 года. И она обычно изображена и подписана около "своей" речки, дугообразной, южной. А тут эта же деревня около северной речки, тоже "своей" согласно этому плану, фактически в другом месте. Кто-то где-то ошибся. Но кто и где? В чём именно ошибка? Не принять бы правду за ошибку, а ошибку за правду.

К слову, в интернетах пишут, что Емельяновка была разрушена в 1824 году при наводнении. Это от которого Пушкин спасался под действием каких-то модных в салонах XVIII века грибочков. Пушкин-то спасся, а деревня-то нет. Хотя её отстроили заново. Без указания, на том же ли месте. Но возможно на плане 1858 года указано старое положение деревни, или вообще плановое, то есть в период, когда деревня уже разрушена, но ещё не восстановлена? Это всё вопросы без ответов покамест. Надо изучать, для чего открыта эта тема. Приглашаются все исследователи и пытливые умы с форума. Ищите и обрящете.

P.S. Топонимическая энциклопедия вам тут не помощник. В ней информации с гулькин нос, и та не факт, что верная. Потому что авторы сами признаются, что картографических источников топонима нет (хотя здесь в теме уже есть два!), ссылаются только на Санкт-Петербургские ведомости, если не ошибаюсь, номер 1776 года (33). Но не суть в номерах. Суть в том, что они из данного газетного номера делают предположения о том, что в этом году и возникло название. Ну, да - а Москва возникла благодаря тому, что её упомянули в летописи
Re: Емельяновка. Речка (и) и деревня (и) [сообщение #203316 является ответом на сообщение #203315] чт, 19 ноября 2020 20:29 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
Lashner
Если речь идёт только про дореволюционное время, тогда порекомендую ознакомиться с этим текстом:

Цитата:
Питкянен Л.Г. Родные места, родные люди. Публикация и предисловие Н.Н. Гольцова/ Невский Архив: Историко-краеведческий сборник. Вып. X. СПб., 2012. С. 7-62.


Леонид Германович Питкянен большую часть времени (с 1914 года) прожил в Дачном, но родился в Емельяновке, где и жили его предки. И про Емельяновку (c 1925 года - Алексеевку) XIX - первой половины XX в. там немало. И "Красная река" (река Алексеевка советских планов) как приток Емельяновки у него тоже упоминается.

[Обновления: чт, 19 ноября 2020 20:33]

Известить модератора

Re: Емельяновка. Речка (и) и деревня (и) [сообщение #203317 является ответом на сообщение #203316] чт, 19 ноября 2020 21:33 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
Carolus Magnus
Lashner писал(а) чт, 19 ноября 2020 17:29
Если речь идёт только про дореволюционное время, тогда порекомендую ознакомиться с этим текстом:

Цитата:
Питкянен Л.Г. Родные места, родные люди. Публикация и предисловие Н.Н. Гольцова/ Невский Архив: Историко-краеведческий сборник. Вып. X. СПб., 2012. С. 7-62.


Леонид Германович Питкянен большую часть времени (с 1914 года) прожил в Дачном, но родился в Емельяновке, где и жили его предки. И про Емельяновку (c 1925 года - Алексеевку) XIX - первой половины XX в. там немало. И "Красная река" (река Алексеевка советских планов) как приток Емельяновки у него тоже упоминается.

Спасибо. Красную реку я тоже на днях видел - она, как будто, соответствует Красненькой.
Re: Емельяновка. Речка (и) и деревня (и) [сообщение #203320 является ответом на сообщение #203317] чт, 19 ноября 2020 23:41 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
Lashner
У Питкянена Красная - это именно приток Емельяновки, в его описании, так сказать.
Вообще к плану 1858 года есть вопросы. "Чугунный завод" - это какой? Если будущий Путиловский, то почему подковообразное Кирьяново на плане явно южнее его и где тогда дорога на юго-восток (Краснопутиловская), которая явно должна была бы просматриваться? Если какой-то другой - почему о нём нет ничего у Горбатенко (хотя возможно я что-то упустил)? Да и другие планы 19 - начала 20 века такого русла не дают. Картина плюс-минус одна и та же: дугообразное русло уходящее на север, чуть ли не к тому же Кирьяново (сокращается по ходу развития Путиловского завода) и приток с юга. При этом да, на отдельных планах виден, так сказать, водный объект, идущий с южной стороны железнодорожной линии (между нею и заводом) и соединенный с Финским заливом - вот он похож на Емельяновку с плана 1858 года, но похожесть не есть идентичность. Добавлю сюда упоминание устья привычной нам Емельяновки на плане 1817 года как "Емельяновской Лахты". Деревня тоже подписывается на разных планах (именно подписывается) на мысу у этой самой Лахты, и по мемуарам Питкянена никакого капитального переезда на север не видно - только меры против наводнения, принятые после 1824 года (у Горбатенко деревня просто перебралась с одного берега реки, где была в 18 веке, на другой). Так что сильно сомневаюсь, что план 1858 года точен.

[Обновления: чт, 19 ноября 2020 23:50]

Известить модератора

Re: Емельяновка. Речка (и) и деревня (и) [сообщение #203322 является ответом на сообщение #203320] пт, 20 ноября 2020 00:09 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
Carolus Magnus
Lashner писал(а) чт, 19 ноября 2020 20:41
У Питкянена Красная - это именно приток Емельяновки, в его описании, так сказать.
Да и другие планы 19 - начала 20 века такого русла не дают.

Про какое русло речь? Если про "северную речку", примерно соответствующую трассу будущей Путиловской железной дороги - то она есть практически на всех картах! Просто она там не Емельяновка, а просто речка без названия. Которая на некоторых картах с той Емельяновкой, которая "южная" (привычная для нас) соединяется. Северная речка исчезла на картах раньше, чем южная. К началу XX века от неё осталось только внутреннее озеро (пруд, карьер) вдоль уже существующей Путиловской ветки, а южная была жива до 60-х. То есть план 1858 года точно не врёт в части гидрографии местности, которая подтверждается на кучи карт. А вот топонимия...

Так что оба "русла" (на самом деле - две речки) точно были. Здесь ошибки нет. А вот которая из них называлась Емельяновкой ... а вдруг в разные периоды обе? У нас вон есть речки Ижорки, которые гидронимами как заправский акробат в цирке жонглируют ))
Re: Емельяновка. Речка (и) и деревня (и) [сообщение #203327 является ответом на сообщение #203322] пт, 20 ноября 2020 09:07 Переход к предыдущему сообщения
Lashner
Водоток-то есть, соглашусь. Но деревня на всех остальных планах там, где она и находилась. И вопросы к точности плана 1858 года остаются. "Одна дождинка - ещё не дождь" и нахождение деревни вопреки остальным планам ставит под вопрос и адекватность подписи этого водотока (опять напомню про план 1817 года с Емельяновской Лахтой - по аналогии чуть южнее есть Красная Лахта, т.е. это не от деревни). Для того, чтобы утверждать, что топоним "Емельяновка" имеет какое-то отношение к водотоку с плана 1858 года хотелось бы иметь какие-то ещё свидетельства, кроме самого плана, точность которого спорна.
Предыдущая тема: Околотопонимическая флудильная
Следующая тема: Топонимические реалии Петрозаводска
Переход к форуму:
  


Текущее время: вт дек #d 18:30:39 MSK 2020