ОКРЕСТНОСТИ ПЕТЕРБУРГАПутеводители Карты Краеведение Военная история Фотогалерея    Старый сайт
Начало » Санкт-Петербург » Санкт-Петербург » Троллейбус ЯТБ-1 в Ленинграде
Троллейбус ЯТБ-1 в Ленинграде [сообщение #112599] пн, 14 марта 2011 10:11 Переход к следующему сообщения
Lejik78
Наводка тов. Osbourne http://www.flickr.com/photos/maratel/5160470918/in/pool-1625 2243@N00/ навела на мысль обсудить отдельно этот легендарный троллейбус. Довоенный - и до 1945 года. У кого есть фото или информация, помогите!

http://vk.com/lejik78 Алексей Демидов. Машина времени - это вещь (с)
Троллейбус ЯТБ-1 в Ленинграде [сообщение #112602 является ответом на сообщение #112599] пн, 14 марта 2011 11:37 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
tura8

Вот, не пойму, в каком месте проспекта 25 Октября снято:

[Обновления: пн, 14 марта 2011 11:38]

Известить модератора

Re: Троллейбус ЯТБ-1 в Ленинграде [сообщение #112603 является ответом на сообщение #112602] пн, 14 марта 2011 11:50 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
Буквоед
По-моему, напротив Гостиного.

Все новое это хорошо забытое старое
Re: Троллейбус ЯТБ-1 в Ленинграде [сообщение #112605 является ответом на сообщение #112599] пн, 14 марта 2011 12:03 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
kompot

Лёжик писал(а) пн, 14 марта 2011 10:11

Наводка тов. Osbourne http://www.flickr.com/photos/maratel/5160470918/in/pool-1625 2243@N00/ навела на мысль обсудить отдельно этот легендарный троллейбус. Довоенный - и до 1945 года. У кого есть фото или информация, помогите!



Возможно на фото троллейбус ЛК-5 (Лазарь Коганович). Их было небольшое количество после войны.

  • Вложение: 36.jpg
    (Размер: 33.86KB, Загружено 6591 раз)
Re: Троллейбус ЯТБ-1 в Ленинграде [сообщение #112606 является ответом на сообщение #112599] пн, 14 марта 2011 12:12 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
Леонид Харитонов
Есть, есть! И фото и информация

Во-первых, вот от сих и далее.

Во-вторых, есть сайты:


В-третьих, что конкретно интересно? У нас в городе до войны с 21 октября 1936 года ходили троллейбусы ЯТБ-1, ЯТБ-2 и ЯТБ-4 производства Ярославского автомобильного завода. Двухэтажного ЯТБ-3 по понятным причинам не было. Общая длина всех троллейбусных линий Ленинграда достигала в 1941 году 31,1 км, а количество обслуживающих их троллейбусов — 133 машин: 75 — ЯТБ-1, 22 — ЯТБ-2 и 36 - ЯТБ-4. Ежедневный выпуск на линию составлял до 76 машин, которые обслуживали пять маршрутов (к началу войны):
№1 «Красная площадь (ныне А. Невского) — площадь Труда»,
№2 «Финляндский вокзал — Кировский завод» (до 15.02.1941 г. он ходил только до площади Стачек, что отражено в вышеупомянутой карте 1940 г., но в 1941 г. линия была продлена до Круглой площади),
№3 «Финляндский вокзал — Балтийский вокзал»,
№4 «Сызранская улица — проспект Рошаля» (ныне Адмиралтейский проспект),
№5 «Сызранская улица — площадь Труда».

Наверное, стоит сказать, что троллейбусное движение в блокадном Ленинграде прекращалось постепенно между концом октября и 20 декабря 1941 г. из-за разрушений контактной сети и, в конце концов, из-за полного прекращения подачи электроэнергии. Большинство машин осталось стоять у колец — у пл. Труда, у Красной площади, на Сызранской улице, у Балтийского вокзала. Так они и простояли под открытым небом до лета 1942 г., когда их автотранспортом стали буксировать до ближайших трамвайных путей, а дальше трамваями (примерно так) в трампарк им. Смирнова на ремонт и отстой. Пустили ленинградский троллейбус только 25 мая 1944 г., сначала по маршруту № 4 (Сызранская ул. — Адмралтейский пр.), затем и по прочим.

Персонально машины выглядят так.

55-местный (34 сидячих места) троллейбус ЯТБ-1 (1936 г.):




(Это первый троллейбус маршрута № 2 15.02.1941 г. вышел на линию от пл. Стачек до Кировского завода.)

«Первый ярославский троллейбус ЯТБ-1 начал работать в Москве 5 августа 1936 г. Он во всем отличался от ЛК-1. Прежде всего обтекаемой формой кузова, пневматическим управлением тормозами, двустворчатыми дверями, стеклоочистителями, мягкой подвеской колес и бесшумным ходом. Последняя особенность объяснялась переходом от шестеренчатой главной передачи грузовика ЯГ-3 (кстати, очень шумной) к червячной.

Легче стало управление машиной. Рекуперативно-реостатная система электрического машина с торможения позволяла замедлять ход троллейбуса на всем диапазоне скоростей движения. Для сравнения укажем, что на ЛК-1 с аналогичной системой в ее начальном варианте приходилось пользоваться колесными тормозами с механическим приводом со скорости 20 км/ч и ниже.

Еще одна интересная особенность устройства. Чтобы в салоне опустить пол в проходе между сиденьями, электродвигатель (такой же, как на ЛК-1) сместили влево, под сиденья. Соответственно и ось редуктора главной передачи лежала на 250 мм левее продольной оси машины, и полуоси заднего моста были неодинаковой длины.

Первая машина оказалась тяжелей ЛК-1 - ее чмасса составила 9500 кг, но уже десятый экземпляр "похудел" более чем на полтонны.

ЯТБ-1 был рассчитан на перевозку 34 сидящих пассажиров, а общая вместимость салона составляла 55 человек. Длина машины - 9320 мм, ширина - 2500 мм, высота (по кромке крыши) - 2725 мм; база - 5200 мм. Масса в снаряженном состоянии - 8900 кг. Наибольшая скорость - 50 км/ч.

Ярославский первенец не был лишен недостатков. На размещавшуюся в передней части корпуса электроаппаратуру попадали в изобилии грязь, вода, снег. Отсутствие перегородки, отделявшей водителя от салона, создавало неудобства в его работе. Невысокой была надежность червячной передачи, часто происходили поломки полуосей, очень быстро изнашивались роликовые головки токоприемников.» (c) "Автомаш"

Троллейбус ЯТБ-2 (1937 г.)


(маршрут № 3 у Балтийского вокзала в 1938 г.)

«В ноябре 1937 года завод стал выпускать новую модель ЯТБ-2, которая, правда, мало чем отличалась от предыдущей. Внешне эти отличия заключались лишь в том, что появились наружные маршрутные фонари и дверь в кабину водителя. Внутри салона появилась перегородка кабины водителя и защита электроаппаратуры от воздействия атмосферных осадков и грязи. На ЯТБ-2 трансмиссионный дисковый тормоз был заменен тормозом на задние колеса, промежуточный карданный вал был убран, рама усилена. Также в конструкции ЯТБ-2 была предусмотрена такая любопытная процедура, как обкатка шасси без кузова.» (с) "О. т. Р."

«Ярославский первенец (ЯТБ-1) не был лишен недостатков. На размещавшуюся в передней части корпуса электроаппаратуру попадали в изобилии грязь, вода, снег. Отсутствие перегородки, отделявшей водителя от салона, создавало неудобства в его работе. Невысокой была надежность червячной передачи, часто происходили поломки полуосей, очень быстро изнашивались роликовые головки токоприемников.

Эти недостатки отсутствовали в модернизированной модели 1937 г.- ЯТБ-2. Кроме того, на ней появились маршрутный указатель над лобовым стеклом, отдельная дверь для водителя, на смену тяжелым (из швеллеров) поперечинам рамы пришли трубчатые, были устранены промежуточный карданный вал и трансмиссионный дисковый тормоз. Массу машины удалось снизить до 8350 кг.

Много хлопот доставляли токоприемники. У их роликов, делавших по нескольку тысяч оборотов в минуту, за 8-10 дней работы изнашивались оси. Введенные осенью 1938 г. головки с графитовым скользящим башмаком (эта конструкция сохранилась и до наших дней) решили проблему.» (с) "Автомаш"

По моим личным наблюдениям, чисто внешне ЯТБ-2 отличался от ЯТБ-1 изменением "мордочки": появились ярко выраженные "брови" (иной вид маршрутного указателя над лобовым стеклом), белая черта на "переносице" стала жирнее, решетки радиаторов переместились со "щек" ближе к "кончику носа".

И, наконец, троллейбус ЯТБ-4 (1938 г.):


(это он снят в Харькове)

«Производство троллейбусов ЯТБ-4 началось в конце 1938 года. У этой модели было изменена схема электрооборудования, установлен новый двигатель ДК-201б, мощность которого достигала 100 л/с, облегчен кузов, введен новый редуктор и новый компрессор. Внешне троллейбус отличался от ЯТБ-2 лишь отсутствием ящика с пусковыми реостатами на крыше - они стали располагаться под полом кабины водителя для лучшей защиты от атмосферных осадков.» (с) "О. т. Р."

«В конце 1938 г. модель обновилась еще раз. Троллейбус ЯТБ-4, сохранив в основном неизменным внешний вид ЯТБ-2, получил более мощный электродвигатель (74 кВт, или 101 л. с.). Соответственно выросла до 55 км/ч максимальная скорость. Среди других усовершенствований - новый компрессор, более надежные стеклоподъемники и червячный редуктор заднего моста. Меньше стала масса -7850 кг.» (с) "Автомаш"

Наиболее характерное отличие ЯТБ-4 от ЯТБ-2 (и ЯТБ-1) — отсутствие ящика с пусковыми реостатами на крыше.

На закуску Грузовой троллейкар на базе ЯТБ-1 (1938 г.) в Ленинграде:



Оригинальный способ снабжения блокированного города предложил Исполкому Ленинградского совета профессор Н. Бутников. «Не исключена, – писал он, – возможность устройства троллейбусной линии, питаемой током от Волховской гидростанции через трансформатор, для чего можно использовать все городские вагоны троллейбусов, сняв диваны. Столбы для проводов легко вморозить в лед».

Предложение Бутникова внимательно рассмотрели, но принято оно не было. По всей вероятности, потому, что троллейбусы нужны были для самого города. А может, и потому, что это предложение показалось руководству Ленинграда слишком «экзотичным».

-------------------------------

Есть много фотографий троллейбусов, зимующих на улицах блокадного Ленинграда, преимущественно в зиму 1941/42 г.:

На пр. 25 Октября:


(тут подпись неточна — этот остановился из-за повреждения бомбой или снарядом контактной сети)

У кольца на Красной площади (конец Староневского):







На бульваре Профсоюзов, у кольца:





На Фонтанке (у Горсткина моста):



На Международном пр. (у дома № 110):



И т. д. и т. п.

-------------------------------

Упомянутых Koffik'ом "Кагановичей" (ЛК) в Ленинграде до войны не было, за исключением трех учебных (двух — ЛК-5 и одного — ЛК-3), переданных из Москвы в 1936 году.

[Обновления: пн, 14 марта 2011 12:32]

Известить модератора

Re: Троллейбус ЯТБ-1 в Ленинграде [сообщение #112608 является ответом на сообщение #112603] пн, 14 марта 2011 12:37 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
alexsvar
Буквоед писал(а) пн, 14 марта 2011 11:50

По-моему, напротив Гостиного.


Междугородний троллейбус получается? Маршрут до "Красной площади"


 
Re: Троллейбус ЯТБ-1 в Ленинграде [сообщение #112610 является ответом на сообщение #112608] пн, 14 марта 2011 12:40 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
Буквоед
alexsvar писал(а) пн, 14 марта 2011 12:37

Буквоед писал(а) пн, 14 марта 2011 11:50

По-моему, напротив Гостиного.


Междугородний троллейбус получается? Маршрут до "Красной площади"

Типа юмор?


Все новое это хорошо забытое старое
Re: Троллейбус ЯТБ-1 в Ленинграде [сообщение #112612 является ответом на сообщение #112608] пн, 14 марта 2011 12:45 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
DSh
alexsvar писал(а) пн, 14 марта 2011 12:37

Междугородний троллейбус получается? Маршрут до "Красной площади"


Ну почему ж междугородний? Самый внутригородской!


  • Вложение: 44.JPG
    (Размер: 112.06KB, Загружено 5236 раз)
Re: Троллейбус ЯТБ-1 в Ленинграде [сообщение #112613 является ответом на сообщение #112608] пн, 14 марта 2011 12:47 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
Леонид Харитонов
Площадь Александра Невского раньше называлась Красной.
Re: Троллейбус ЯТБ-1 в Ленинграде [сообщение #112614 является ответом на сообщение #112599] пн, 14 марта 2011 13:09 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
Леонид Харитонов
Вот еще целый фотоальбом.
Re: Троллейбус ЯТБ-1 в Ленинграде [сообщение #112616 является ответом на сообщение #112606] пн, 14 марта 2011 13:14 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
kompot

А еще по Ленинграду нашлась вот какая информация:

Летом 1937 года троллейбусы в Ленинграде ходили круглосуточно. В этом же году на маршруте № 2 произошла самая страшная катастрофа в истории ленинградского троллейбуса в мирное время – упала в реку Фонтанка машина ЛК-5, погибло 13 пассажиров. В результате разбившийся троллейбус списали сразу же, остальные машины ЛК в Ленинграде были досрочно списаны в начале 1938 года. В конце 1937 года в городе было шестьдесят один троллейбус ЯТБ, шесть троллейбусов ЛК-5 и один троллейбус ЛК-3.


Что известно по этому факту?
Re: Троллейбус ЯТБ-1 в Ленинграде [сообщение #112617 является ответом на сообщение #112599] пн, 14 марта 2011 13:18 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
kompot

По хроникальным кадрам видно, что это Ленинград 1. Верно?


Re: Троллейбус ЯТБ-1 в Ленинграде [сообщение #112618 является ответом на сообщение #112613] пн, 14 марта 2011 13:21 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
alexsvar
Леонид Харитонов писал(а) пн, 14 марта 2011 12:47

Площадь Александра Невского раньше называлась Красной.


Ух ты... Не знал


 
Re: Улица Александра Невского [сообщение #112630 является ответом на сообщение #112618] пн, 14 марта 2011 16:46 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
Chartpilot
Самый анекдот, что когда Александро-Невская площадь стала Красной,
то надо было как-то переименовать и Александро-Невскую улицу.
Но Красная улица уже была.
В результате улочка до 50-х годов носила неуклюжее название "улица Красной площади".
Re: Троллейбус ЯТБ-1 в Ленинграде [сообщение #112718 является ответом на сообщение #112599] вт, 15 марта 2011 19:01 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
tura8

Специальная группа инспекторов Управления городской милиции для поддержания образцового порядка в движении транспорта патрулирует на скоростных мотоциклах у Гостиного двора на Невском проспекте. 29 августа 1944 года:
Re: Троллейбус ЯТБ-1 в Ленинграде [сообщение #112721 является ответом на сообщение #112718] вт, 15 марта 2011 21:15 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
kompot

ЯТБ-1 на огороде. Храним память о блокаде...







  • Вложение: trol_ogorod.jpg
    (Размер: 111.60KB, Загружено 6871 раз)
Re: Троллейбус ЯТБ-1 в Ленинграде [сообщение #112723 является ответом на сообщение #112721] вт, 15 марта 2011 22:25 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
Буквоед
Я бы не стал так иронизировать. Это он "здесь и сейчас" стал "памятью о блокаде", в достаточной мере надуманной, в основном, теми, кто о блокаде знает лишь по книжке да понаслышке. А в то время, когда его ставил на свой огород м.б. настоящий блокадник или ветеран войны, это был просто один из списанных старых троллейбусов. Их, так же, как и автобусов и др. подобных "артефактов", в 50-60-е годы много можно было встретить в наших садоводствах. И никто тогда и не додумался бы сказать, что это - память о блокаде, несерьёзно прозвучало бы.

Все новое это хорошо забытое старое

[Обновления: вт, 15 марта 2011 22:27]

Известить модератора

Re: Троллейбус ЯТБ-1 в Ленинграде [сообщение #112724 является ответом на сообщение #112718] вт, 15 марта 2011 22:49 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
Lejik78
Думаю тут уместно припомнить Белорусский троль, который ВИМ забраковала...

  • Вложение: trol.jpg
    (Размер: 17.60KB, Загружено 5019 раз)


http://vk.com/lejik78 Алексей Демидов. Машина времени - это вещь (с)
Re: Троллейбус ЯТБ-1 в Ленинграде [сообщение #112775 является ответом на сообщение #112721] ср, 16 марта 2011 13:35 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
Житель ГДР
koffik писал(а) вт, 15 марта 2011 21:15

ЯТБ-1 на огороде. Храним память о блокаде...



Этот-то сарай и стал впоследствии музейным экспонатом за номером 44: http://transphoto.ru/vehicle/7337/
Re: Троллейбус ЯТБ-1 в Ленинграде [сообщение #112778 является ответом на сообщение #112617] ср, 16 марта 2011 13:43 Переход к предыдущему сообщенияПереход к предыдущему сообщения
Житель ГДР
koffik писал(а) пн, 14 марта 2011 13:18

По хроникальным кадрам видно, что это Ленинград 1. Верно?



Он самый:



Предыдущая тема: Тур по крышам Невского
Следующая тема: Интересная карта Питера со старыми снимками...
Переход к форуму:
  


Текущее время: вт авг #d 23:48:22 MSK 2025