ОКРЕСТНОСТИ ПЕТЕРБУРГАПутеводители Карты История Фотогалерея    Старая версия сайта
Начало » ГЛАВНЫЙ » Историко-краеведческий раздел » Церковь в Васкелово
Re: Церковь в Васкелово [сообщение #105300 является ответом на сообщение #100114] вс, 31 октября 2010 00:14 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
Krishkis
По рассказам моей покойной мамы (в 1955-м нам дали там участок), действительно на месте нынешнего правления ЛОМО был фундамент церкви. Троицкое шоссе около 100 метров в обе стороны было обсажено березами, сохранившимися до начала 1980-х (фото 1964 г. у меня есть, никак его не вложить). А дом священнослужителя по тем же рассказам находился на горке на нынешней ул. Кленовой (сад. ЛОМО), метров 300 в сторону Троицкого урочища и влево. Вновь данное в 1960-е название улицы не случайное, поскольку на ней росли клены, более в окрестностях не встречающиеся. Про кладбище мама ничего не рассказывала. Про кладбище мне рассказавал мой одноклассник, что оно было где-то вблизи медпункта "Северного сияния" и футбольного поля, в 1.5 км от церкви в сторону Васкелово. Сомнительно, что было два столь близко расположенных кладбища.
Re: Церковь в Васкелово [сообщение #105324 является ответом на сообщение #105300] вс, 31 октября 2010 02:46 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
анастасия
Krishkis писал(а) вс, 31 октября 2010 00:14

По рассказам моей покойной мамы (в 1955-м нам дали там участок), действительно на месте нынешнего правления ЛОМО был фундамент церкви. Троицкое шоссе около 100 метров в обе стороны было обсажено березами, сохранившимися до начала 1980-х (фото 1964 г. у меня есть, никак его не вложить). А дом священнослужителя по тем же рассказам находился на горке на нынешней ул. Кленовой (сад. ЛОМО), метров 300 в сторону Троицкого урочища и влево. Вновь данное в 1960-е название улицы не случайное, поскольку на ней росли клены, более в окрестностях не встречающиеся. Про кладбище мама ничего не рассказывала. Про кладбище мне рассказавал мой одноклассник, что оно было где-то вблизи медпункта "Северного сияния" и футбольного поля, в 1.5 км от церкви в сторону Васкелово. Сомнительно, что было два столь близко расположенных кладбища.

А почему Вы решили что их было два? В одном из своих сообщений я упоминула,что кладбище находилось на противоположной,от церкви,стороне дороги,а не напротив церкви.Кладбище было одно и находилось оно,как Вы правильно сказали,вблизи футбольного поля,а точнее сказать напротив него(через асфальтовую дорогу).Мне одна женщина рассказала,у нее дача на Сов.горе,что первые обладатели участков на кладбище копая свои огороды находили человеческие останки,но этот факт никого не смутил.
Re: Церковь в Васкелово [сообщение #105325 является ответом на сообщение #105300] вс, 31 октября 2010 02:48 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
ligovo-spb
Krishkis писал(а) вс, 31 октября 2010 00:14

Про кладбище мне рассказавал мой одноклассник, что оно было где-то вблизи медпункта "Северного сияния" и футбольного поля...

Да у них на огороде прямо закапывали... (шутка %)

А если серьёзно, то я видел на одной подробной карте значок часовни на той улице, которая идет мимо фут.поля на запад, метров двести от шоссе, на северной незастроенной стороне улицы, немного в лес (то есть к западу от поля). Никаких следов деревянной часовни я тогда не нашел, про кладбище не думал (но правда, зачем тогда часовня?), но и никаких могил там не видел. Так себе лесок, захламленный свалками дачников.

Насчёт места Троицкой церкви интересно! Значит слово "ЛОМО" в нашем месте имеет неожиданный смысл "ломать" :)) Но, может, я зря, и не они сломали клуб-церковь.

Для себя я решил, что бесполезно сейчас искать следы построек ижоры -- то ли после отрядов НКВД, зачищавщих 10-ти километровую зону; то ли после наших солдат в финскую, плохо одетых и пытавшихся согреться в "дубак"; то ли после финских солдат в последнюю войну, тоже чего-то бросавших в свои костры; то ли наконец, после первых нищих дачников, тянувших всё бесхозное в свой огород -- после такой истории ничего не могло устоять. Ижорцы не копали колодцев, брали открытую воду, поэтому старых колодцев не найти. Почему от мельницы на Вьюне осталась только подводная часть быков и настил? Потому что сырые брёвна никому не нужны. А вот надводная часть мельницы куда-то исчезла...
Re: Церковь в Васкелово [сообщение #105326 является ответом на сообщение #105324] вс, 31 октября 2010 02:08 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
ligovo-spb
Ну, анастасия, там же шли бои и не шуточные, не сразу взяли это село Троицкое (читал мемуары). Высота 111, естественно, была важной стратегической точкой. Мы в детстве собирали много следов войны - пули, гильзы, патроны, осколки... А на войне особо не церемонятся с похоронами.
Re: Церковь в Васкелово [сообщение #105329 является ответом на сообщение #105325] вс, 31 октября 2010 02:53 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
анастасия
Моя мама с бабушкой часто посещала уцелевшие могилки ,а один раз побежали с лопатами закапывать,то что раскопала детвора в поисках гильз да патронов.
Re: О мельницах [сообщение #105330 является ответом на сообщение #105213] вс, 31 октября 2010 03:03 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
ligovo-spb
alexsvar, не говорите о том, о чем не знаете. Сначала побывайте там. Плотина построена между крутыми песчаными берегами, сбоку по левому берегу втекает какой-то ручей, перепад воды был метра 3-4. Этого достаточно, чтобы закрутились два или три колеса. Мельницы бывают разные, большие с производством, как в Лигово (кстати до сих пор нет нормальной картинки), также лесопильные на 4, на 6 пил, и маленькие - мукомольные, которым большая мощность не нужна, лишь бы крутились жернова. С северного берега виден прямой подъезд к мельнице (возможно даже насыпь).

Ну, и потом цитата с вашего сайта (или со Всеволожского)
index.php?t=getfile&id=18555&private=0
Цитата:

на земле Разуваева при проселочной дороге, при р. Весиеки 1 двор, 2 м.п., 2 ж.п., всего 4 чел.

[Список населенных мест Всеволожского района. По состоянию на 1896 год.]

Как известно, Вьюн - единственный сток из Лемболовского озера, так что с напором проблем не могло быть.
Re: О мельницах [сообщение #105340 является ответом на сообщение #105330] вс, 31 октября 2010 10:50 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
alexsvar
Я пишу про плотину, которая находится в лесу и построена в 1930х годах для оборонительных нужд. Там неподходящая местность для устройства маленькой мукомольной плотины.

В цитате с сайта написано не только "при р.Весиеки" но и "при проселочной дороге". Коросарская проселочная дорога пересекала речку в одном месте - в.Ристолово (Юрдика). Это севернее Троицкого. Рельеф местности там более подходящь для устроства запруды и главное - мельница находится не в глухом лесу, а у дороги рядом с потребителями.

Что касается единственного стока и напора как безусловного фактора устройства плотины - проиллюстрирую примером: река Нева - единственный сток из Ладоги, однако устройство плотин на Неве очень проблематично ввиду небольшого перепада (главное при устройстве плотины, ибо агрегаты выполняют работу используя потенциальную энергию воды, которая (энергия) прямо зависит от высоты (mgh)) и плоских берегов.

К сожалению у меня нет (полу)верстовок начала 20 века, чтоб посмотреть где были плотины. Поэтому уточнить место мельничной плотины на Весийоки не могу. Могу только утверждать, что то, что Вы наблюдаете сейчас на Вьюне - это советская постройка.

И еще Вы пишите: "Ижорцы не копали колодцев, брали открытую воду, поэтому старых колодцев не найти."
Смотрю по спискам населенных мест, если поселение не стояло на реке или озере - то в нем в соответствии с здравым смыслом был колодец, безотносительно проживающей национальности.

index.php?t=getfile&id=18557&private=0

  • Вложение: Снимок.JPG
    (Размер: 49.66KB, Загружено 2184 раза)


 

[Обновления: вс, 31 октября 2010 10:52]

Известить модератора

Re: О мельницах [сообщение #105389 является ответом на сообщение #105340] вс, 31 октября 2010 16:46 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
ligovo-spb
Цитата:

Я пишу про плотину, которая находится в лесу и построена в 1930х годах для оборонительных нужд. Там неподходящая местность для устройства маленькой мукомольной плотины.

...Могу только утверждать, что то, что Вы наблюдаете сейчас на Вьюне - это советская постройка.


Вы можете описать эти "оборонительные нужды"? Даже, если плотина построена в 1930-е, то она стоит на месте старой плотины. Про "неподходящую местность" я вообще не понимаю! Да, большого водохранилища не было. Ну и что? Как вы пишете, работает не площадь разлива, не масса воды, а перепад, а перепад можно создать и в узком месте. Сколько я видел маленьких мельниц с одним колесом...


Цитата:

В цитате с сайта написано не только "при р.Весиеки" но и "при проселочной дороге". Коросарская проселочная дорога пересекала речку в одном месте - в.Ристолово (Юрдика). Это севернее Троицкого. Рельеф местности там более подходящь для устроства запруды и главное - мельница находится не в глухом лесу, а у дороги рядом с потребителями.


Ошибка в том, что вы слово "при" воспринимаете буквально. Уверен, что в переписях "при" значила любое расстояние до, скажем, 5 верст.

Потом Коросарская дорога (она же Мякинскойная) никогда не уходила в сторону Ристолы (ст.Лемболово), туда идет второстепенная дорога, а Коросарская поворачивает направо и заканчивается в Б.Коросарах. От нее по лесу идет к мельнице дорога (километра 2). И это вполне вписывается в формальное "при". Продавать муку не обязательно у мельницы, а свозить в деревню.


Цитата:

Смотрю по спискам населенных мест, если поселение не стояло на реке или озере - то в нем в соответствии с здравым смыслом был колодец, безотносительно проживающей национальности.

В одном обзоре дачных местностей написано, что ижорцы ленятся рыть колодцы, а используют речную, озерную, болотную воду. От этого, мол, и болеют. Вы приводите список более позднего времени, когда там везде возникли дачные владения (19 в) и господа приказали накопать колодцев.
Re: О мельницах [сообщение #105396 является ответом на сообщение #105389] вс, 31 октября 2010 18:28 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
alexsvar
ligovo-spb писал(а) вс, 31 октября 2010 16:46


Вы можете описать эти "оборонительные нужды"?


Конечно. Создание препятствий для наступления противника путем обводнения поймы выше плотины и затопления русла ниже плотины при открытии затворов.

ligovo-spb писал(а) вс, 31 октября 2010 16:46


Даже, если плотина построена в 1930-е, то она стоит на месте старой плотины.

Откуда такая уверенность?

ligovo-spb писал(а) вс, 31 октября 2010 16:46


Про "неподходящую местность" я вообще не понимаю!

Почитайте что-нибудь про устройство плотин.

ligovo-spb писал(а) вс, 31 октября 2010 16:46


Да, большого водохранилища не было. Ну и что? Как вы пишете, работает не площадь разлива, не масса воды, а перепад, а перепад можно создать и в узком месте. Сколько я видел маленьких мельниц с одним колесом...

И? Это служит аргументом, что мельница была устроена именно в этом месте? Или что эта плотина - мельничная?

ligovo-spb писал(а) вс, 31 октября 2010 16:46


Ошибка в том, что вы слово "при" воспринимаете буквально. Уверен, что в переписях "при" значила любое расстояние до, скажем, 5 верст.


У почему не любое расстояние до 100 верст?Smile
Попробуйте подкрепить свою точку зрения фактами.

ligovo-spb писал(а) вс, 31 октября 2010 16:46


Потом Коросарская дорога (она же Мякинскойная) никогда не уходила в сторону Ристолы (ст.Лемболово), туда идет второстепенная дорога, а Коросарская поворачивает направо и заканчивается в Б.Коросарах.


Вы невнимательно читаете. На картинке, что я приводил, описаны деревни, стоящие именно на этой дороге.


ligovo-spb писал(а) вс, 31 октября 2010 16:46


От нее по лесу идет к мельнице дорога (километра 2). И это вполне вписывается в формальное "при".


Это сейчас дорога идет. А некоторое время назад этой дороги могло не быть. Вы не смотрели всегда ли она была?


ligovo-spb писал(а) вс, 31 октября 2010 16:46


Продавать муку не обязательно у мельницы, а свозить в деревню.


Мельницы обычно не продавали муку, а мололи муку крестьян.

ligovo-spb писал(а) вс, 31 октября 2010 16:46


В одном обзоре дачных местностей написано, что ижорцы ленятся рыть колодцы, а используют речную, озерную, болотную воду. От этого, мол, и болеют. Вы приводите список более позднего времени, когда там везде возникли дачные владения (19 в) и господа приказали накопать колодцев.


Я привел список 1863 года. Он не более поздний, а наоборот.


 

[Обновления: вс, 31 октября 2010 18:29]

Известить модератора

Re: Церковь в Васкелово [сообщение #105422 является ответом на сообщение #105325] вс, 31 октября 2010 21:32 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
Krishkis
Вот фото Троицкого шоссе (весна 1964) с сохранившимися березами вдоль дороги и елями. Последняя ель, могу ошибаться, прекратила свое существовение только в самом начале века нынешнего.
А что касается ассоциации ЛОМО и "ломать", садоводство было организавано от завода Кинап в 1954-м, ЛОМО появилось только около 1970-го. Не виновато оно...
  • Вложение: troic.jpg
    (Размер: 43.19KB, Загружено 992 раза)

[Обновления: вс, 31 октября 2010 21:38]

Известить модератора

Re: О мельницах [сообщение #105524 является ответом на сообщение #105396] пн, 01 ноября 2010 16:01 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
paris
Плотина действительно не похожа на мельничную. Нет даже следов подвода воды на колесо, только дамба и затворы с водобоем внизу. По крайней мере в 76 году все это было вполне цело, кроме самих затворных щитов. И никаких следов места, где могло стоять колесо.
Дорога на север от плотины кончается ничем в районе старой границы, хозяйственное значение дороги сомнительно, а военное очевидно.


Андрей
Re: О мельницах [сообщение #105525 является ответом на сообщение #105524] пн, 01 ноября 2010 16:12 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
alexsvar
У меня нет прав публиковать материалы, но есть даже фотографии строительства этой плотины как одного из мероприятий по возведению передового рубежа КаУРа во второй половине 1930х годов.
Выше ее по течению получался замечательный по продолжительности разлив (из-за небольшого перепада уровня в Вьюне и болотистой "поймы"), прикрывающий Троицкое с севера.


 
Re: О мельницах [сообщение #105527 является ответом на сообщение #105330] пн, 01 ноября 2010 16:27 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
paris
Смущает название - Коркомякская. Коркомяки вроде не здесь, а севернее Лемболовского озера (Киркиамяки, Коркиамяки на разных картах разное написание). Там есть остатки мельницы на ручъе, но с другой стороны ручей - это только приток Въюна.
Еще одно соображение - на какой-то карте я видел название Вийси-йоки относящееся к протоке из оз. Силанде в Лемболовское. И там тоже присутствовала мельница.


Андрей
Re: О мельницах [сообщение #105530 является ответом на сообщение #105524] пн, 01 ноября 2010 17:33 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
ligovo-spb
paris писал(а) пн, 01 ноября 2010 16:01

Плотина действительно не похожа на мельничную. Нет даже следов подвода воды на колесо, только дамба и затворы с водобоем внизу. По крайней мере в 76 году все это было вполне цело, кроме самих затворных щитов. И никаких следов места, где могло стоять колесо.
Дорога на север от плотины кончается ничем в районе старой границы, хозяйственное значение дороги сомнительно, а военное очевидно.

Может оно всё и так. Я не настаиваю. Сам на север не ходил. Но остается подъезд с юга, с Коросарской дороги, которым пользуются и сейчас. Действительно, жернова нигде не валяются.

alexsvar писал(а) пн, 01 ноября 2010 16:12


У меня нет прав публиковать материалы, но есть даже фотографии строительства этой плотины как одного из мероприятий по возведению передового рубежа КаУРа во второй половине 1930х годов.
Выше ее по течению получался замечательный по продолжительности разлив (из-за небольшого перепада уровня в Вьюне и болотистой "поймы"), прикрывающий Троицкое с севера.


Неужели такая секретность до сих пор? Почему же этого разлива не видно на картах? Секретность? И когда разрушена плотина? В Финскую войну?
Re: Церковь в Васкелово [сообщение #105531 является ответом на сообщение #105422] пн, 01 ноября 2010 17:45 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
ligovo-spb
Krishkis писал(а) вс, 31 октября 2010 21:32

Вот фото Троицкого шоссе (весна 1964) с сохранившимися березами вдоль дороги и елями. Последняя ель, могу ошибаться, прекратила свое существовение только в самом начале века нынешнего.
А что касается ассоциации ЛОМО и "ломать", садоводство было организавано от завода Кинап в 1954-м, ЛОМО появилось только около 1970-го. Не виновато оно...

Это поворот между фут.полем и карьером у Советской горы? Да, там слева тоже участки сад-ва ЛОМО. Но разговор идет, в основном, об участках к северу от шоссе после поворота у Сов.горы. Наверно, эти сад-ва как-то различаются, номерами, например.
Re: О мельницах [сообщение #105534 является ответом на сообщение #105396] пн, 01 ноября 2010 18:24 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
ligovo-spb
Цитата:

У почему не любое расстояние до 100 верст?
Попробуйте подкрепить свою точку зрения фактами.


Подключите здравый смысл. Расстояние, которое можно легко преодолеть за полчаса, например. Это 3 км (версты). Это пешком. А если на телеге, то и ваще раз плюнуть.

Цитата:

Вы невнимательно читаете. На картинке, что я приводил, описаны деревни, стоящие именно на этой дороге.


Ваш пример и доказывает, что "при" это не только в непосредственной близости. Расстояния от деревень до главной дороги будут несколько километров, например, Ваньколово. Там в последнем столбце указано расстояние? В чем это?

[Обновления: пн, 01 ноября 2010 18:31]

Известить модератора

Re: Церковь в Васкелово [сообщение #105536 является ответом на сообщение #105531] пн, 01 ноября 2010 18:41 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
Krishkis
ligovo-spb писал(а) пн, 01 ноября 2010 17:45

Krishkis писал(а) вс, 31 октября 2010 21:32

Вот фото Троицкого шоссе (весна 1964) с сохранившимися березами вдоль дороги и елями. Последняя ель, могу ошибаться, прекратила свое существовение только в самом начале века нынешнего.
А что касается ассоциации ЛОМО и "ломать", садоводство было организавано от завода Кинап в 1954-м, ЛОМО появилось только около 1970-го. Не виновато оно...

Это поворот между фут.полем и карьером у Советской горы? Да, там слева тоже участки сад-ва ЛОМО. Но разговор идет, в основном, об участках к северу от шоссе после поворота у Сов.горы. Наверно, эти сад-ва как-то различаются, номерами, например.

Это другое место, в 1.5 км от футб.поля от Васкелово. На горке за елями правление ЛОМО (см. фото Буквоеда на стр.2 этого форума). В те годы здание было другим, нынешнее построено в 1970-е. Для наглядности прилагаю вид в другую сторону (с другой стороны шоссе), слева за кадром ныне стоит магазин ЛОМО из бело-серого кирпича. Обратите внимание на единственную сохранившуюся березу слева с другой стороны шоссе.
  • Вложение: troic2a.jpg
    (Размер: 26.47KB, Загружено 893 раза)
Re: О мельницах [сообщение #105538 является ответом на сообщение #105525] пн, 01 ноября 2010 19:21 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
paris
Действительно, на предвоенных картах выше этой плотины есть разлив.

Андрей
Re: О мельницах [сообщение #105543 является ответом на сообщение #105538] пн, 01 ноября 2010 20:10 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
Krishkis
paris писал(а) пн, 01 ноября 2010 19:21

Действительно, на предвоенных картах выше этой плотины есть разлив.

На финской карте 1942 г. нет никакого разлива (см. фото, в правом верхнем углу впаденик Кожицы, госграница). Разлив на Вьюне был показан на самопальных туристких "синьках" 1960-х годов, сделанных энтузиастами любителями с огромным количеством ошибок явно в период майского паводка. Поскольку о плотине речь зашла, выкладываю 2 фото плотины середины 1960-х. index.php?t=getfile&id=18593&private=0index.php?t=getfile&id=18594&private=0index.php?t=getfile&id=18595&private=0
  • Вложение: 404109a.jpg
    (Размер: 43.54KB, Загружено 2193 раза)
  • Вложение: plot01.jpg
    (Размер: 44.85KB, Загружено 2536 раз)
  • Вложение: plot02a.jpg
    (Размер: 19.73KB, Загружено 2438 раз)
Re: Церковь в Васкелово [сообщение #105548 является ответом на сообщение #105536] пн, 01 ноября 2010 20:49 Переход к предыдущему сообщенияПереход к предыдущему сообщения
ligovo-spb
Так бы и говорили: рядом с магазином - его-то все знают :))
Ну, я понял.

Вот какая карта у меня есть (фрагмент).
index.php?t=getfile&id=18596&private=0
Вроде, 1960-е годы.
Предыдущая тема: ступени на Московском шоссе
Следующая тема: вопрос о кирпичных клеймах
Переход к форуму:
  


Текущее время: пн июл #d 03:39:40 MSK 2017