ОКРЕСТНОСТИ ПЕТЕРБУРГАПутеводители Карты История Фотогалерея    Старая версия сайта
Начало » ГЛАВНЫЙ » Военно-исторический раздел » Воздушный бой над Кудрово
Воздушный бой над Кудрово [сообщение #4742] ср, 27 апреля 2005 21:32 Переход к следующему сообщения
Юрич
В середине 70-х, гуляя вдоль желездорожной ветки "Заневский пост - Нева", (недалеко от м. "Проспект Большевиков"), я имел возможность наблюдать такую картину: рядом с просмоленными шпалами, почти скрытая зелными стеблями, лежала разбитая мраморная плита. Хотя мне было года четыре, но я запомнил, что надпись на ней была посвящена какому-то погибшему здесь летчика. Текст, написанный золотом на розоватовом мраморе, шел от первого лица. Товарищ погибшего писал, что спустя столько-то лет после гибели боевого товарища, он поставил ему этот памятный знак. Хорошо помную часть золотой звезды, венчающий осколок плиты... Имя летчика, если и было, то на недостающей части плиты. И кто мог разбить этот безащитный осколок нашей памяти? Вот уж действительно - варвары!
...Спустя год плита исчезла, и я на четверть века забыл о ее существовании. Вспомнил о ней совсем недавно, когда занимался могилой танкиста у деревни Новосергиевка...
Придя в Новосергиевку, где местные все про все, что касется последней войны знают, я заговорил с одним стариком о воздушных боях, которые, как оказываются, происходили осенью-зимой 1941 года над деревнями Кудрово и Новосергиевка.
- Одного летчика сбили прямо над нами, - рассказал мне старик из Новосергиевки. Его самолет упал вот там, за тем подлеском, - старик указал обрубком своего пальца куда-то в конец деревни. - Врыв бензобака был такой силы, - продолжал он, что курицы, бегающие по траве, сварились заживо... Но знаешь, что странно - летчика так и не нашли.
- Может, он спрыгнул на парашюте, - предположил я.
- Так-то оно так, но парашюта над лесом никто не заметил, -мрачно произнес мой знакомый. - Мы думаем, что летчик сгорел в самолете.
Я спросил старика, слышыл ли он что-нибудь про мраморную плиту у железной дороги, которая была посвящена какому-то летчику.
- Да, вроде была, - задумчиво проговорил старик словно что-то припоминая. - А знаешь, - он вдруг схватил меня за рукав. - Она была поставлена тому самому летчику, самолет которого упал на поле.
- На какое поле? Где?
Старик указал в сторону железной дороги, примерно, в тот район, где ныне к полотну примыкает улица Подвойского.
Поразительно! Как раз там и лежала разбитая плита безызвестного летчика!
- Мы были мальчишкамии бегали к этому самлету, - продолжал он. - Там был труп летчика, по документам - татарин. Помню пистолет, планшетку, а в ней какие-то фотографии...
- А где он похоронен? - не успокаивался я, не веря, что, может быть, скоро узнаю имя летчика, который долгие годы оставался для меня безымянной звездой, горящей зоолотом на осколке мрамора.
- По-моему всех солдат схоранивали на Голубой даче. Съезди туда, сынок. Может чего и найдешь.
После такого напутствия мне ничего не оствалось как взять Yuri, и вдвоем отправиться на поиски.
Голубая дача находится километрах в трех от Новосергиевки. Песчаный карьер, могучие сосны - чем не место, чтобы лечь, забыться и заснуть... Наконец, кладбище, захоронения.... Кресты, кресты, песок, сосны и снова кресты. 70-ые, 80-ые, 90-ые. Я выискавал пирамиды со звездами, смотрел на цифры. ища 40-ые годы, но тщетно... День близился к вечеру и мы, заметно приуныв, побрели из леса к автобуса.
- Смотри: пирамида! - Yuri показывалкуда-то в сторону. Точно. Какая-то стела!... Еще сто шагов и перед нами вырос обелиск с контурной звездой.
Мы подошли к одной стороне стелы. Фронтонная надпись гласила:
"Здесь вместе с другими советскими воинами захоронен Герой Советского Союза, командир авиа-звена 153 ИАП лейтенант Ржавский Никита Харитонович, погиб 7 декабря 1741 года".
Да, конечно, летчик, но не наш, не татарин, которого мы так долго искали...
Я зашел за другую часть стелы и стал медленно вести взглядом по списку погибших героев этой эскадрильи. Медленно, потому что я уже понял - мы нашли то, что искали: последний в списке был наш летчик, самолет котрого рухнул в двухстах метрах от железнодорожного полотна и в честь которого другой - его боевой товарищ, оставшийся в живых, посвятил мраморную плиту...
Я цитирую полностью: "Спиридонов Николай степанович, Кудрявцев Михаил Степанович, Цветков Николай Васильевич, Долгополов Владимир Иванович, Шурк Иван Никитович, Комаров Николай Яковлевич, Янгузов Шариф Ахмедзянович"...
Вечная Слава героям ленинградского неба!



Re: Воздушный бой над Кудрово [сообщение #4793 является ответом на сообщение #4742] сб, 30 апреля 2005 00:13 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
Швейк
А где эта Голубая дача? На картах ее нет, и вроед так теперь все разделила КАД?
Насчет плиты - вероятно, что в процессе кап. ремонта полотна ее убрали путейцы, во всяком случае, они ее после кап. ремонта не видели. Это то место,где идет дорога через переезд к гаражам? Она там лежала?


Re: Воздушный бой над Кудрово [сообщение #4797 является ответом на сообщение #4793] сб, 30 апреля 2005 13:16 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
Юрич
Чтобы добраться до Голубой дачи надо проехать в конец проспекта Косыгина и выехать на Колтушское шоссе. Сейчас этот поселок называется по-фински. По-моему это Хирвости.
Плита лежала около жел. путей, где Коллонтай соприкасается с Крижановского (в те годы посдней улицы, конечно, еще не было). Кто ее убрал и чем руководствовался - мне не известно.
Кстати, во второй половине мая в одной из питерских газет выйдет моя статья про эту историю в более полном варианта. Если это интересно, могу заранее предупредить о дне ее выхода.
Re:Интересно - когда и какая газета? [сообщение #4875 является ответом на сообщение #4797] ср, 04 мая 2005 21:22 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
Швейк
Нет текста сообщения

Re: Воздушный бой над Кудрово [сообщение #4887 является ответом на сообщение #4797] ср, 04 мая 2005 23:59 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
alexsvar
Голубая дача - какое-то фольклорное название местного водоема.
Вообще поселок называется Суоранда. Хировости и еще десяток топонимов там тоже присутствуют.

Про статью - интересно, анонсируйте.
Re: Воздушный бой над Кудрово [сообщение #199430 является ответом на сообщение #4742] вс, 04 августа 2019 17:34 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
ЯНГ
Здравствуйте. Хочу сообщить Вам, что в вашем рассказе допущена ошибка. Янгузов Шариф Ахмедзянович никогда не был летчиком. Он кадровый офицер стрелковой дивизии. Не хочется, чтобы были искаженные сведения, которые перепечатываются от одного источника к другому. Наверное, Вам стоит исправить эту заметку, убрав неверные сведения. Ведь это всё войдет в историю.
...
ЯНГУЗОВ Шариф Ахмедзянович (1900-1942), заместитель по строевой части командира 213-го стрелкового полка 56-й стрелковой (впоследствии - Пушкинская Краснознамённая) дивизии (II ф) Ленинградского фронта, майор.
Родился в 1900 году в деревне Шегашаново Ахматовского сельского поселения Касимовского района Рязанской области. Татарин. Служащий из крестьян. Член РКП(б)-ВКП(б) с 1925 года. Был женат: супруга, М.Ф. Янгузова, по состоянию на осень 1942 года проживала по адресу, Татарская АССР (ныне - Республика Татарстан), город Казань, улица Куйбышева, 22, квартира 7. Являлся отцом троих детей.
Образование:
- общее - неполное среднее: закончил школу-семилетку;
- военное: закончил военно-пехотную школу, а, предположительно, в 1942 году - Военную академию имени М.В. Фрунзе.
В Красной Армии с 1918 года и с того же периода - участник Гражданской войны.
С 1938 года - кавалер медали «XX лет РККА».
Приказом НКО СССР за № 02433 от 6 ноября 1938 года удостоен очередного воинского звания «капитан», а приказом НКО СССР за № 0367 от 17 июля 1940 года - «майор».
Приказом НКО СССР за № 01250 от 28 марта 1939 года «в счёт 1000» передан в оборонное общество, где приказом председателя Центрального совета Осоавиахима СССР и РСФСР за № 6 от 15 апреля 1939 года был назначен начальником Отдела боевой подготовки Центрального совета Осоавиахима Татарской АССР, а впоследствии там же занимал пост начальника Отдела военного обучения.
Приказом НКО СССР за № 0632 от 8 марта 1941 года возвращён в оборонное ведомство с направлением для дальнейшего прохождения военной службы в башкирский райцентр Давлеканово - в ряды начсостава 717-го стрелкового полка 170-й стрелковой дивизии 62-го стрелкового корпуса Уральского военного округа. В связи с этим приказом председателя Центрального совета Осоавиахима СССР и РСФСР за № 257 от 31 марта 1941 года был исключён из списков командно-строевого состава оборонного общества.
Непосредственный участник Великой Отечественной войны с 29 июня 1941 года: в боях и сражениях на Западном фронте в рядах однополчан по 170-й стрелковой дивизии (I ф).
К октябрю 1942 года - заместитель по строевой части командира 213-го стрелкового полка 56-й стрелковой (впоследствии - Пушкинская Краснознамённая) дивизии (II ф) 55-й армии Ленинградского фронта, по-прежнему майор по воинскому званию.
Согласно донесениям о безвозвратных потерях, трагически погиб 27 октября 1942 года: «Умер от отравления». И был похоронен у опушки леса, что в 1 км северо-восточнее деревни Новосергиевка Всеволожского района Ленинградской области. Источники - ЦАМО: ф. 58, оп. 18001, д. 2, лл. 60 и 60об; ф. 58, оп. 818883, д. 6, л. 202; ф. 58, оп. 818883, д. 191, л. 18; ф. 1174, оп. 2, д. 76, л. 71.
Re: Воздушный бой над Кудрово [сообщение #199432 является ответом на сообщение #199430] вс, 04 августа 2019 21:36 Переход к предыдущему сообщения
alexsvar
Спасибо!
Предыдущая тема: 2 МИГ-21 на островке в Финском заливе
Следующая тема: Расстрелянная колона немецких БТР под Гатчиной
Переход к форуму:
  


Текущее время: вс авг #d 20:25:07 MSK 2019