ОКРЕСТНОСТИ ПЕТЕРБУРГАПутеводители Карты История Фотогалерея    Старая версия сайта
Начало » ГЛАВНЫЙ » Историко-краеведческий раздел » "В узком проходе Морского канала..."
"В узком проходе Морского канала..." [сообщение #73214] чт, 09 апреля 2009 06:43 Переход к следующему сообщения
Vlad0001
Кто-нибудь знает что-то про следующую историю. В прочем по порядку. Узнал я эту историю от моей бабушки. Она как-то напела песню, которая начиналась словами "В узком проходе Морского канала..." далее слов не помню, но сюжет был следующий:
В этом самом прходе по раздолбайству капитана затонул пароход, все пассажиры утонули, спасся только подлец-капитан отсидевшись на трубе.
При этом она рассказывала следующее. Песня была крайне популярна в довоенном Ленинграде, а популярность в те времена состояла в том что песню пели. По ее словам популярность была сопоставима с "Машей" (бабуля утверждала, что именно под таким названием в Ленинграде циркулировала знаменитая "Мурка").
К слову пришлось, замечательный краевед Семен Фаддеич из телефильма "Переступить черту" тоже пытается спеть эту песню следователю Сажину.
Но самое интересное в следующем. Бабушка утверждала, что история реальна и о ней писали газеты, что песню написал тот самый капитан, находясь в заключении и даже получил за это помилование.
Кто знает что-нибудь об этой истории, а может быть городской легенде?
Слова этой песни я тоже найти не смог.
Re: "В узком проходе Морского канала..." [сообщение #73218 является ответом на сообщение #73214] чт, 09 апреля 2009 09:38 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
Виктор
Я читал об этой истории в "Санкт-Петербургских Ведомостях", рубрика "Наследие". Это было в 1920-е, судно шло в Кронштадт или из него. Людей много погибло.
Re: "В узком проходе Морского канала..." [сообщение #73219 является ответом на сообщение #73218] чт, 09 апреля 2009 09:40 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
Виктор
Но что автором песни был капитан - первый раз слышу
Re: "В узком проходе Морского канала..." [сообщение #73222 является ответом на сообщение #73219] чт, 09 апреля 2009 12:34 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
Chartpilot
Я читал чуть раньше, у Шефнера в "Счастливом неудачнике".

Он там приводит только две строчки.

А вот полностью (или не полностью?) песня
Цитата:

В узком проливе Морского канала
Тянется лентой изгиб.
Место зловещее помнится гражданам,
Где «Буревестник» погиб.

Тьма непроглядная путь застилала,
Волны бежали вперед,
Но капитан «Буревестника» спьяну
Стал развивать полный ход.

Трус и подлец капитан парохода
Судно доверил судьбе,
Всех пассажиров на тот свет отправил,
Спасся один на трубе.



Вряд ли вот так автор, самокритично сочинял бы о себе. :)
Re: "В узком проходе Морского канала..." [сообщение #73224 является ответом на сообщение #73222] чт, 09 апреля 2009 13:08 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
Chartpilot
Да, Шефнер ещё упоминает подробности, что сообщение было опубликовано в "Вечерней Красной газете" летом 1926 году.
Судно шло Морским каналом в Петергоф и налетело на немецкий пароход "Грейда". На "Буревестнике" почти все погибли.
Кстати, куплетов может было больше, потому что Шефнер пишет, что в песне долго и подробно описываются все перипетии катастрофы.

А если хотите точно, то есть статья Бахтина:
«Судьба “Буревестника” [Песня “В узком проливе Морского канала. . . “ и реальное событие] »
Вечерний. Петербург, 1997, 31 октября.

Только чур за наводку, статью законспектировать и изложить близко к тексту. :)
Re: "В узком проходе Морского канала..." [сообщение #73229 является ответом на сообщение #73224] чт, 09 апреля 2009 15:16 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
kiriii2
Известная авария, 66 жертв. В мирное время в черте города на воде, вероятно, столько никогда не погибало единовременно.

Подробнее - http://sherikh.chat.ru/art10.htm

Хотя песню сочинил, конечно, однозначно не капитан! ;-)
"Хлебный мол" [сообщение #73236 является ответом на сообщение #73224] чт, 09 апреля 2009 17:11 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
seawolf
Факты и воспоминания о трагедии:
http://a-pesni.golosa.info/dvor/pogibburev.htm

Заинтересовался Хлебным молом,поговорил со старыми лоцманами и диспетчерами - никто не помнит и не слышал о таком!
Можно предположить, что упомянутый мол был у зернового элеватора,(построен в 20-е годы, не действовал с 60-х, взорван 10-15(?)лет назад) НО там не было и нет укрепленного причала, суда стояли в причальных палов, которые видно на снимке.



Кто знает,где был Хлебный мол?


Seawolf
Re: "Хлебный мол" [сообщение #73238 является ответом на сообщение #73236] чт, 09 апреля 2009 17:13 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
alexsvar
Предположу, что мол был в Заливе и защищал суда от волнения при перегрузке зерна с барж на морские суда.
Re: "В узком проходе Морского канала..." [сообщение #73278 является ответом на сообщение #73229] чт, 09 апреля 2009 21:17 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
Vlad0001
А вот по этой ссылке нашел еще подробнее и с разными вариантами текста песни:
http://echoforum.ru/index.php?showtopic=2804И опять ни слова о раскаявшемся капитане.
Похоже что этот элемент истории все-таки только легенда.
Re: "Хлебный мол" [сообщение #73279 является ответом на сообщение #73236] чт, 09 апреля 2009 21:26 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
Vlad0001
"Место зловещее помнится гражданам,
Где "Буревестник" погиб."

Уже не помнится.
Re: "В узком проходе Морского канала..." [сообщение #119812 является ответом на сообщение #73214] ср, 21 сентября 2011 04:42 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
mmikhailov
Вот, набрёл тут на старую тему, в которой главный вопрос - а где же то самое "место зловещее" - так и остался без ответа.
Решил разобраться. Вот какая получилась версия:

Вводные:
"Морской канал, место около Барочного бассейна, где строится хлебный мол. Навстречу - немецкий пароход "Грета" (в другой газете - "Грейне"). Немцы, как и положено, дают гудок, что значит: "обходи справа". "Буревестник" не реагирует. Немцы дают второй гудок. Заметив наконец опасность, помощник приказывает взять лево на борт - судно наталкивается на бетон хлебного мола и получает огромную пробоину"

Задача:
Найти строящийся хлебный мол.

Что есть мол? Длинная дамба, отделяющая один бассейн от другого в некой акватории. Кто хоть раз видел ширину Морского канала в его прямой части, проходящей вдоль нынешних 1-го и 2-го районов порта, поймёт, что никакой мол там выстроен быть не может. Никакой, кроме того, что уже был построен в конце XIX века - того, который отделяет Морской канал от Барочного бассейна (нынешний 2-ой район порта, причальные стенки с 26-й по 41-ю).

http://www.css-neva.ru/map_of_seaport_of_St_Petersburg.htm

http://wikimapia.org/#lat=59.8913481&lon=30.2048492& z=13&l=0&m=b

Но ведь он к тому времени уже был построен, скажете вы! Был, да не совсем. Смотрим карту 1913 года:

http://www.aroundspb.ru/maps/spb1913_parts/narvskya3.png

Сравните её с любой современной, приведённой выше. Заметили, что, в сравнении с 1913 годом, мол увеличился (стал длиннее), а остров Кривая дамба потерял свою северную часть, то есть, был частично срыт за ненадобностью? Видите на карте тринадцатого года обозначенный пунктиром проектируемый участок мола? А в 1914-м началась война... Потом - большевистский переворот... Думаю, что время и средства на достройку причальных стенок только в середине 20-х и появились. Да и понятно - молодой советской республике срочно понадобилось "бабло". И элэватор новый, думаю, был там выстроен по этой же самой причине.

Теперь обратимся к приснопамятному "фольклору", с которого тема-то и началась:

"В узком заливе Морского канала
Тянется лентой изгиб"


Посмотрите на карту. Вот и он, изгиб! Именно в этом месте Морской канал изгибается вдоль Канонерского острова, плавно меняя направление с Ю-З на В-С-В. "Буревестник" навалился на строящийся мол, приняв влево. Это мог быть только тот самый свежепостроенный кусок старого мола. Да, изгиб, конечно, "тянется лентой" аж до самых "Золотых ворот", но! Юго-западнее Кривой дамбы никакого мола тогда быть просто не могло! Ведь Лесной мол 3-его района порта и, тем более, Нефтяной терминал были намыты гораздо позже - Барочный бассейн открывался в море!

Эх, вельми стройна получилась теория! Пора добавить в неё ложечку дёгтя в виде воспоминаний выжившего в том апокалипсисе Евгения Доильницына.

"Плывя в сторону берега, Евгений заметил вдали огоньки и поплыл на них. По пути встретил огромный камень, на котором было столько людей, сколько могло поместиться. Но для него места не нашлось. Когда он протянул руку, то его просто оттолкнули. Ничего не оставалось, как плыть дальше, на огоньки. Это были огни трамвайного кольца в Стрельне"

Ничего ж себе! С одной стороны у него мол, с другой - Канонерский остров, расстояние между ними менее ста метров, а он плывёт себе в Стрельну! Через всю гавань, едрён-батон! А это километра полтора-два будет...
Поплыл он на огоньки... А по пути на огоньки ему, в том случае, если вышеприведённые доводы верны, должна была непременно попасться Кривая дамба. Может, это и был тот самый "огромный камень, на котором было столько людей, сколько могло поместиться"? Но я видел эту дамбу неоднократно в бытность моей работы в порту. На ней, даже сейчас, когда она стала заметно меньше, могут поместиться все пассажиры "Титаника", не то, что какого-то "Буревестника"!
Получается, что, куда бы наш Евгений не поплыл из предполагаемой точки катастрофы, он всё равно наткнулся бы на какой-либо берег. Правда, любой из этих берегов был бы островом (нынешний 2-й район порта тогда тоже был островом). Может, он вылез на сушу, пронял, что стал робинзоном, увидел огоньки - и айда дальше плыть? Человек, переживший кораблекрушение и нашедший спасительную сушу? Маловероятно...

Конечно, рассказ Евгения в переложении его дочери изобилует моментами, которые, мягко выражаясь, заставляют усомниться в абсолютной достоверности повествования:

"катастрофа произошла в ноябре 1927 года" - авария произошла 29 августа 1926 года;
"корабль был военным ("Это линкор!" - твердо сказала Тамара Евгеньевна)" - мы знаем, что "Буревестник" был гражданским судном;
"Раздавались тут и там пистолетные выстрелы: это офицеры стреляли в своих жен и детей, не желая им смерти в ледяной черной воде, а затем кончали жизнь таким же образом" - без комментариев...

Не будем строго судить рассказчицу, да и самого курсанта-участника тех трагических событий. Мне "посчастливилось" два раза попадать в подобную передрягу - поверьте, на грани жизни и смерти башка начинает работать по столь непонятному алгоритму, что последующие воспоминания со стороны могут показаться полным бредом... Но, даже если отбросить все "сомнительные" факты повествования, "в сухом остатке" всё равно будет вот что: Евгений вплавь добрался до материка, сел на трамвай и приехал домой.

А теперь постараюсь вбить последний гвоздь в крышку гроба моей же собственной теории.

Что, если это был не Хлебный, а Лесной, тоже строящийся, мол? От него и до Стрельны поближе, и Кривой дамбы рядом нет... Ведь мы знаем, что инцидент произошёл именно у Хлебного мола, лишь по газетной заметке - а газетчики такие географические ошибки выдают "на ура" со времён царя Гороха.

Правда, выше я написал, что "Лесной мол 3-его района порта и, тем более, Нефтяной терминал были намыты гораздо позже". Ну, поторопился малость... Нефтяной - да. А вот Лесной...
Дело в том, что в моём распоряжении, увы, имеются либо карты 1913-1914 годов, на которых Лесного мола нет, либо карта 1939 года:

http://peterburg-map.ru/map295309_2_0.htm

А вот на ней-то Лесной мол (по крайней мере, восточный кусок нынешнего 3-его района порта) уже есть!

А теперь ещё один, пожалуй, самый "стройный" вариант. Если "Буревестник" навалился-таки на Хлебный мол, а Лесной мол строился в то же время, то наш герой, поплыв на юг, мог выбраться именно на него - а ведь до него метров 700... И с материком он соединён...

В общем, как-то так... :)


Politrukit, komissaarit ja petroskoijarit...
Re: "В узком проходе Морского канала..." [сообщение #119814 является ответом на сообщение #119812] ср, 21 сентября 2011 09:13 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
Covex
Цитата:

Немцы, как и положено, дают гудок, что значит: "обходи справа". "Буревестник" не реагирует.
Я , извините , я "великий спец" и это мне не понятно.....
Вроде длинный гудок
- "внимание" и при подходе к причалу "пассажира"
В условия тумана и ограниченной видимости - судно в движении

Короткий -
изменяю курс вправо.

Сигналов требующих изменения курса чужого судна нет. Есть запросы на изменение скорости движения.

Это современная версия . А раньше было по-другому?
Re: "В узком проходе Морского канала..." [сообщение #119815 является ответом на сообщение #119814] ср, 21 сентября 2011 10:30 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
alexdrozd
Covex писал(а) ср, 21 сентября 2011 09:13

Цитата:

Немцы, как и положено, дают гудок, что значит: "обходи справа". "Буревестник" не реагирует.
Я , извините , я "великий спец" и это мне не понятно.....
Вроде длинный гудок
- "внимание" и при подходе к причалу "пассажира"
В условия тумана и ограниченной видимости - судно в движении

Короткий -
изменяю курс вправо.

Сигналов требующих изменения курса чужого судна нет. Есть запросы на изменение скорости движения.

Это современная версия . А раньше было по-другому?


Вот еще:
Судно, подходящее к изгибу канала на расстоянии в 1/ 2 мили до поворота, дает один продолжительный сигнал. Встречное судно обязано ответить тем же сигналом.

Не наш ли случай?

Длинный гудок на реках имеет несколько иное значение:
1. При встрече судов подается судном, идущим снизу по течению, перед расхождением с подачей отмашки с левого борта
2. При встрече судов подается с судна, идущего сверху по течению, как подтверждение на расхождение левыми бортами


Впрочем, суть то схожая, одно судно привлекают внимание внимание второго, а то подтверждает, что все в порядке и расходится будут согласно МППСС левыми бортами.

Re: "В узком проходе Морского канала..." [сообщение #119817 является ответом на сообщение #119814] ср, 21 сентября 2011 10:36 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
ninibel
В кадр 10 http://www.forum.aroundspb.ru/index.php?t=msg&th=10846&a mp;prevloaded=1&rid=1959&S=aa84e6623b79287fa856a38eb ca046df&start=40 из фильма "Мисс Менд", снятого в 1926 году, попало строительство дамбы (мола?) предположительно в ленинградском порту.
Это не искомый объект?


Вы думаете, что живете в этом городе, а на самом деле вы и есть этот город.
Re: "В узком проходе Морского канала..." [сообщение #119826 является ответом на сообщение #119817] ср, 21 сентября 2011 12:13 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
seawolf
На 10-кадре мол с закруглением


на предвоенных фото, возможное место трагедии и виден прямой угол между 32 и 33 причалами


НО на 10-кадре, в левом верхнем углу - колесник.
Подобный можно заметить у Кронштадской пристани ВО (выделен желтым пунктиром)


В книге: Из жизни Петербурга 1890-1910-х годов. Записки очевидцев.-Л.: Лениздат, 1991. стр.13
"На набережной Васильевского острова, против 8-й линии, стояла Кронштадская пристань, откуда отправлялись большие колесные пароходы "Утро", "Баклан","Буревестник" и др." явно обозначено место отправления.

Склоняюсь к тому, что Хлебный мол мог быть на месте, строящихся в то время, причалов 31-32-33, тем более, что там располагался хлебный элеватор.
"Буревестник" вероятно просто шел "по встречке", что и привело к трагедии. Вызывает недоумение то, что пострадавшие были вынуждены искать спасение вдали от навалившегося на бетон мола судна. Почему они не пытались выбраться на мол? Зачем плыть в Стрельну?
  • Вложение: угол.JPG
    (Размер: 41.84KB, Загружено 3129 раз)
  • Вложение: 32_33_.jpg
    (Размер: 121.91KB, Загружено 3137 раз)
  • Вложение: Sea_Canal.jpg
    (Размер: 131.22KB, Загружено 3136 раз)
  • Вложение: Буревестник_м_б_.JPG
    (Размер: 18.22KB, Загружено 3010 раз)


Seawolf
Re: "В узком проходе Морского канала..." уточнение отн. Буревестника [сообщение #119828 является ответом на сообщение #119826] ср, 21 сентября 2011 12:51 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
seawolf
На десятом кадре не "Буревестник". Маловато судно для шестисот пассажиров.
Вот справка о интересующем нас пароходе любезно предоставленная Рамзесом с профильного форума:
"колесный стальной безмачтовый однопалубный грузо -пассажирский пароход РУСЬ 1899 г. з- д. Soc.Anon. John Cockerill, Hoboken (бельг) стр №:388 для Пароходного Тов- ва. Заря, приписка Кронштадт № 28 ходил на рейсах Кронштадт – С-Пб,к осени 1916 г. взят в БФ по военно– судовой повинности как портовое судно Кронштадтского порта,ходил по старой линии, 25.10.1917 г. перешел на сторону Сов.власти и привез отряд моряков из Кронштадта в Петроград. После сдачи весной 1918 г Главоду стал БУРЕВЕСТНИК, после 1923 г. хозяин СЗРП - рейсы Ленинград -Кронштадт.
Дальше катастрофа что у Вас расписана.
Ну а это конец жизни.
Пароход после подъема сдан на слом и вскоре разобран.
500 т / 348,32 грт / 212,85 нрт 53,2 - 7,6 / 13,88 - 1,22 / 1,37 м (175 - 25 / 45,65 - 4 / 4,5 фут) 1 НДР 150 нлс / 750 лс 13 узл 12 чел 250 пассажиров 1 и 2 класса 350 палубных"


Seawolf
Re: "В узком проходе Морского канала..." уточнение отн. Буревестника [сообщение #119840 является ответом на сообщение #119828] ср, 21 сентября 2011 21:50 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
alexdrozd
seawolf писал(а) ср, 21 сентября 2011 12:51

На десятом кадре не "Буревестник". Маловато судно для шестисот пассажиров.
...
500 т / 348,32 грт / 212,85 нрт 53,2 - 7,6 / 13,88 - 1,22 / 1,37 м (175 - 25 / 45,65 - 4 / 4,5 фут) 1 НДР 150 нлс / 750 лс 13 узл 12 чел 250 пассажиров 1 и 2 класса 350 палубных"



Почему маловат? На фото видна Академия Художеств, длина здания по фасаду ок. 140 метров, а длина судна - 53 метра. Пароход на снимке по размерам подходит.
Re: "В узком проходе Морского канала..." уточнение отн. Буревестника [сообщение #119842 является ответом на сообщение #119840] ср, 21 сентября 2011 22:39 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
seawolf
2 AlexDrozd
уточнение было по 10-му кадру фильма "Мисс Менд" и колеснику в левом углу снимка. Паровик на набережной похож на искомый.


Seawolf
Re: "В узком проходе Морского канала..." уточнение отн. Буревестника [сообщение #119847 является ответом на сообщение #119842] чт, 22 сентября 2011 09:39 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
alexdrozd
seawolf писал(а) ср, 21 сентября 2011 22:39

2 AlexDrozd
уточнение было по 10-му кадру фильма "Мисс Менд" и колеснику в левом углу снимка. Паровик на набережной похож на искомый.


Извиняюсь, неправильно понял ;) Да, пароход на том кадре больше похож на колесный буксир
Re: "В узком проходе Морского канала..." [сообщение #120046 является ответом на сообщение #73229] чт, 29 сентября 2011 19:27 Переход к предыдущему сообщенияПереход к предыдущему сообщения
Феликс
Еще раньше, в 1907 году Петербург потрясла катастрофа парохода "Архангельск". Были ли подобные песни и стихи про эту трагедию:
http://starosti.ru/article.php?id=1135
http://frogort.ru/23/177

[Обновления: чт, 29 сентября 2011 19:28]

Известить модератора

Предыдущая тема: Церкви в округе сытного рынка
Следующая тема: "водокачка" у Бугровского маяка
Переход к форуму:
  


Текущее время: вт мар #d 21:59:34 MSK 2019