ОКРЕСТНОСТИ ПЕТЕРБУРГАПутеводители Карты Краеведение Военная история Фотогалерея    Старый сайт
Начало » Санкт-Петербург » Санкт-Петербург » К истории Купчина и невырытого канала
К истории Купчина и невырытого канала [сообщение #26313] пн, 23 апреля 2007 17:18 Переход к следующему сообщения
Абрам Дюрсо
В добавление к прекраснейшей странице http://al-spbphoto.narod.ru/okraina/kupchino.html, автор А. Разумов, 2003-2005 гг.

(В этом форуме см. Бетонка на Белградской, Алмазная ул. и пр.)

1. Алмазная улица и мост: личные воспоминания

Став купчинянином в 1969 г., некоторое время я добирался до дома на 59-м автобусе. Пройдя под вырытым на моих глазах (до этого жил на Московском) в конце Благодатного (тогда ещё ПЕРЕУЛКА) ж.д. мостом, автобус проходил ещё метров 200 вперёд (въезд на Белградскую сделали позже), а затем начинал месить грязь по улицам Рылеева, делая несколько поворотов, и лишь потом выезжая на Будапештскую.

Около теплиц были ещё капустные поля, на которые ещё году в 1970 ездил на велосипеде за продуктом. В бараках скрывались от кого-то (сторожа? капустные конкуренты?).

Извилистый путь через Алмазную отражён и на картах "Как проехать по Ленинграду" тех лет.

2. Южное шоссе: несущественное уточнение

А. Разумов пишет:

«Прежде по линии шоссе существовал проезд под путями Витебской железной догоги, а через Волковский канал был переброшен деревянный 4-й Волковский мост.»

Не под, а в одном уровне с ж.д., со шлагбаумом. Остатки насыпи шоссе со стороны Купчина и сейчас ещё едва различимы: см. фото Разумова, влево от жёлтого бывш. станционного домика. В школу в центр ездил на электричке, и помню, как включалось радиооповещение "Аа-старожно! Берегитесь поезда! Аа-старожно...", голосом презабавным.

3. Волковка и её „старицы” (остатки прежнего русла)

К тому, что сказал А.Разумов, добавлю: в начале тех же 1970-х, примерно на уровне нынешней администрации, за Пражской, по пр. Славы ещё был деревянный мост (или его остатки?), через который 26-й троллейбус, еле переваливаясь, шёл к Сортировочной.

Уплотнительная застройка треугольника "Славы - Пражская - Турку (б. Бассейная)" последних лет, на мой непросвещённый взгляд, поступок неосмотрительный. Это как раз то место, где текла Волковка, и где были всегда самые настоящие болота и топи.

Вообще, эти непонятные (с точки зрения квадратно-гнездового метода) изломы нынешней ул. Турку, как известно, восходят к проекту второго обводного канала (от которого и название Бассейной). Об этом проекте мне повезло узнать ещё в школе, куда для выступления пригласили самого Пукинского, автора популярных книг о городе и его топонимике.

Ничего из его выступления не запомнилось, кроме рассказа о канале (идеей которого он, видимо, был очень воодушевлён). Да и мне, жившем тогда близ Парка Победы, казалось: как здорово, чтобы рядом ходили ещё и корабли (а не только техника в ночь перед парадами!)

Собственно и вырыть предстояло немного, и главное - во многом по местам и так нестроибельным (от ковша Турухтанной гавани, по руслу Красненькой, мимо карьеров Парка Победы и далее частично по руслу Волковки). Но препятствием неодолимым на этой трассе была Сортировочная и её горки: перекрывать важнейшую для страны ж.д. артерию никто бы не стал.
Re: К истории Купчина и невырытого канала [сообщение #26315 является ответом на сообщение #26313] пн, 23 апреля 2007 18:03 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
LelikK
Что-то ссылочка не работает.
Re: К истории Купчина и невырытого канала [сообщение #26317 является ответом на сообщение #26315] пн, 23 апреля 2007 18:51 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
Абрам Дюрсо
Ссылка:

http://al-spbphoto.narod.ru/okraina/kupchino.html

Не работает из-за БилГейтса (при преобразовании в гиперссылку Windows XPEH включил в неё запятую после .html)

Спасибо
Re: К истории Купчина и невырытого канала [сообщение #26323 является ответом на сообщение #26313] пн, 23 апреля 2007 23:33 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
DSh
Абрам Дюрсо! Если знаете, напишите, пожалуйста в каком году был прорыт ж.д. мост на Благотатной, был ли до этого переезд, в каком году пустили автобус в Купчино, как он ходил по Рылееву. Также интересно, когда закрыли переезд на Южном. Помните ли Вы деревню Купчино? В 69 году чего-то от неё должно было ещё существовать. Посмотрите ветку http://www.forum.around.spb.ru/index.php?t=msg&th=706&am p;start=0&rid=0&S=9200b966ca26e9be43e817584d8e5c1bЯ привязывал улицы деревни в основном по этой карте 1969 года.

Похоже?
  • Вложение: O36-001B1969.jpg
    (Размер: 141.82KB, Загружено 7576 раз)
Путепровод над Благодатной/Салова [сообщение #26326 является ответом на сообщение #26323] вт, 24 апреля 2007 09:23 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
Абрам Дюрсо
Мост (точнее, проезд под ж.д. путями) от Благодатной до Салова рыли в гг. 1966-67. Одновременно прокладывали пути трамвая. Время пуска 43-го маршрута и соответствует времени прорытия проезда, поэтому можно в принципе уточнить по картам, ежегодно выпускавшимся записным книжкам с впечатанными маршрутами, а потом по газетам.

(Кстати, пути по Благодатной в сторону Броневой снимали дважды. Помню, что пути к закрытому изначальному кольцу заканчивались где-то в районе девятиэтажки, что напротив пожарников, а она постройки не позже 1967 г. Но вторичное открытие пути (уже для 50-го маршрута и до самой Броневой) состоялось уже после того, как 43-й пошёл в Купчино. Более точных данных у меня нет).

Пути за Алмазным мостом проложили прямо по могилам, причём поначалу проезжая часть была только слева, когда едешь в Купчино, а справа, прямо в окно - кресты, кресты... Я любил осваивать новые маршруты, и прокатился туда-обратно вскоре. Номер вагона помню до сих пор (вообще, я интересовался тогда историей наших трамваев): 5070 (тип ЛМ-57, неверно называвшийся „чешским”).

--
Собственно остатки Рылеева я помню так, как описал, т.е. извилистая, обсаженная деревьями улица, а потом развалины бараков. Вечером попробую разобраться с вашей картой, и тогда допишу.
Re: К истории Купчина и невырытого канала [сообщение #26330 является ответом на сообщение #26323] вт, 24 апреля 2007 10:54 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
Александр Павлов
Что-то мне сдается, что на этой карте не район Салова-Благодатная, а пересечение ж.д. с пр.Славы и "настоящая" ж.д. станция "Купчино", известная ныне под псевдонимом "пр.Славы".

С уважением,
Александр
Re: Путепровод над Благодатной/Салова [сообщение #26339 является ответом на сообщение #26326] вт, 24 апреля 2007 13:52 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
Chartpilot
Ничего не утверждаю, так как в то "героическое время был крайне мал", но на карте 1942 года отчётливо видны мосты в створе Благодатной.

А Южное шоссе показано нормально, как и было, переездом.
Два моста под путями [сообщение #26344 является ответом на сообщение #26339] вт, 24 апреля 2007 15:13 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
Абрам Дюрсо
Да, мостов действительно 2 (как и сейчас), но это не те железобетонные, которые были установлены, как я говорил, примерно в 1966-67 гг.

То есть, то, что я наблюдал в счастливом детстве, было разрытием вширь уже существовавшего проезда с установкой новых опор и пр.

Замечу, что при этом ось ж.д. трассы могла отклониться в сторону.

При строительстве развязки с Лиговским (примерно 1971 г., эту стройку, в отличие от предыдущей, я наблюдал ежедневно: ездил из Купчино на электричке в школу в центр) сначала была отсыпана насыпь справа (если смотреть к вокзалу), потом устроены опоры, а потом трасса вернулась влево.

Но при этом, замечу, она осталась отклонённой на участке "Воздушка-Боровая" вправо (т.е. к востоку) метров на 50 от более старой трассы, прохождение которой обозначают облицованные гранитом (?) устои. Они сохранились на "перекрёстке" с путями на Цветочную, а по-моему были и ещё где-то к югу по Витебскому.

Итак: как выяснилось, мосты были ещё до войны, причём тоже два. Какими они были? Может, кто и знает. Но дожили они свой век в конце 60-х гг., это факт.
Re: Путепровод над Благодатной/Салова [сообщение #26346 является ответом на сообщение #26339] вт, 24 апреля 2007 15:24 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
Евгений Лебедев
Тот путепровод Салова/Благодатный ,что нынче существует ,явно не довоенный ,на карте 1942 нарисованы стандартные низенькие одностронние проезды ,каких полно в округе ,на карте 1969 -го -пр Славы
Re: Путепровод над Благодатной/Салова [сообщение #26357 является ответом на сообщение #26346] вт, 24 апреля 2007 16:52 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
Chartpilot
Евгений Лебедев писал(а) 24 апреля 2007 15:24


...стандартные низенькие одностронние проезды ...


Наверное это были такие же ублюдочные путепроводы, как парочка в начале Салова - выезд на улицу Самойловой.
Когда их наконец расширят?
Обещанное о картах [сообщение #26398 является ответом на сообщение #26323] ср, 25 апреля 2007 01:18 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
Абрам Дюрсо
1. Карта, которая здесь (O-36…)
Как справедливо заметил на этой ветке 24 апреля 2007 10:54 г-н Александр Павлов, на Вашей вырезке из O-36 пересечение Витебской ж.-д. не с Благодатной, а с пр. Славы и Южным шоссе. Датировка (не позднее 1969) абсолютно верна. Даже если бы карта досталась в обрывке: точечного 12-этажного дома № 24 (между 16 и 30, рядом с пам. Жукову) здесь ещё нет, а заселились в него мои друзья как раз в один год со мной, т.е. в 1969.

От идеи прогулок по садоводству вскоре друзья отказались: одну гулявшую там девочку конкретно убили, и милиция специально приходила в школу №292, где они учились.

Собственно дер. Купчино (на карте к ней ведёт тропинка от первой из точечных кирпичных 9-этажек, а затем через мостик - и на главную улицу села; оранжевая заливка) практически не помню. А вот девятиэтажки эти прославлены на пол-Союза тем, что оказались - в очень упрощённом, правда, виде - на спичечной этикетке. Голубого цвета, надпись: новостройки Ленинграда. Южное шоссе. Год выпуска - примерно 1964.

Что интересно: этикетку напечатали одновременно с постройкой 9-этажек (если не раньше!), и сам выбор темы (Южное шоссе, а не пр. Славы) странен с точки зрения фактически реализованного Генплана. Увы, моя многогодовая подписка «Стр-ва и арх-ры Л-да» (потом «Лен. панорамы») погибла. Памятуя уже допускавшиеся мной небрежности, детали планов застройки Купчина излагать здесь по памяти, не имея ссылок, не буду.

2. О Ваших картах и фото в ветке по кладбища http://www.forum.around.spb.ru/index.php?t=msg&th=706&am p;amp;start=0&rid=0&S=9200b966ca26e9be43e817584d8e5c1b

Местечко на фото мне оч-чень хорошо знакомо: в тени за камышами справа - дом 6 по ул. Димитрова, тоже неким образом мне известный. Сейчас жители его получили хороший „подарок” в виде выстроенного в порядке уплотнения дома, отгородившего их от сквера Димитрова (на спутн. фото его ещё нет). Но гробокопателей, возможно, поджидает досада ещё большая.

За что ручаюсь - что надгробия в этом квартале присутствовали. Видел я их, но не там, не за детской площадкой, где вы красным крестом пометили предполагаемое кладбище. Лежали камни как раз в кустах, край которых виден на вашем фото слева. И не только в 80-е, а ещё и в начале 1990-х годов. Шли эти кусты на запад, вплоть до заброшенного котлована (на спутниковом фото - прямоугольная выемка, протянувшаяся слева от Вашей красной полосы).

Занятно: чётко видны 4 выступа на запад. Такие выступы делались для парадных в 9-этажках с магазинами внизу (1-я пол. 60-х гг.: ун-г Купчинский, ун-г Нарвский, Ясень, Синтетика). Но парадные в этих случаях идут во двор, а здесь они развёрнуты к улице! Но не спешите делать выводы. „Аномальной” схеме соответствует экспериментальный дом на углу Будапештской и Турку с парадными-раструбами; есть фото на сайте про Купчино, http://al-spbphoto.narod.ru/okraina/kupchino.html .

С северной части котлована ещё в году 1990-м можно было въехать зимой по так и не законченному въезду в сфотографированный Вами двор. А по весне котлован разливался, как Волга, и была непролазная грязь. Утки выводили утят.

Ну, я отвлёкся уж очень. Гробокопатели стучат лопатами в нетерпении. Но дочитав до конца, могут и пристукнуть в приступе разочарования.

Итак, кусты, меж которых я видел надгробия - не указатель на место кладбища. Их просто туда тащили в направлении от кладбища к дороге, и бросили на полпути. Хорошо помню (но не вижу на спутн. фото) аллею, в которую выстраивались при определённом ракурсе деревья, якобы случайно разбросанные на рассматриваемом пятачке. Общее направление - к ж.д., но не под прямым углом, а со скосом в сторону станции.

Пруд здесь — не одна из „стариц” Чёрной речки, а элемент гидротехнический, осушительный. Обратите внимание на стадион (зелёный овал с пролысиной, справа от Н-образной школы, ниже правого верхнего угла спутн. фото). Он лежит в достаточно глубокой (метров 3-4) выемке, да и сама школа (Ваше фото, за деревом) - не кажется ли, что и она лежит низЭнько, на метр-полтора ниже, чем надо?

Объяснение очевидно: выемка — вычерпанное болото, поверх которого на зелёной карте http://www.forum.around.spb.ru/index.php?t=getfile&id=27 79&rid=945&S=c8fbc8f2dc3996dba7bd8748fe465f9c) написано «Преображенское кладбище Але…» А на месте пятачка с прудом на этой же карте - если я правильно читаю знаки - только рассредоточенно стоящие деревья с проходящей насквозь грунтовой дорогой. Её общее направление примерно совпадает с исчезшей аллеей, о которой я вспомнил выше.

Так что вычерпали, наверное, всех усопших с их монетами, орденами-медалями, и свезли дожидаться Страшного суда в другое, более спокойное место. А детишки, спускающиеся каждую зиму на санках в котлован стадиона, и не помышляют, что катаются вниз, к бывшему преддверию преисподней - и обратно!
Addendum [сообщение #26399 является ответом на сообщение #26323] ср, 25 апреля 2007 01:41 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
Абрам Дюрсо
Да, о трассе 59-го: тут Chartpilot, оказывается, постарался за меня и показал, как шла Алмазная. См. ниже его

http://www.forum.around.spb.ru/index.php?t=tree&goto=263 11&rid=945&S=c8fbc8f2dc3996dba7bd8748fe465f9c

с двумя картами. Здорово. "Очень нужная и своевременная книга".
Re: Обещанное о картах [сообщение #26412 является ответом на сообщение #26398] ср, 25 апреля 2007 13:21 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
DSh
Спасибо за очень интересную информацию. Но, всё же, когда закрыли переезд на Южном шоссе? На карте 1969 он показан красным. Не понятно, действующий он или нет.
Ещё об Алмазной [сообщение #26418 является ответом на сообщение #26399] ср, 25 апреля 2007 14:41 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
Chartpilot
Вроде вопрос о происхождении названия задавался, да не прояснился.
Энциклопедия даёт объяснение, мол, как ирония над общей неухоженностью данной местности.
Вообще-то в советское время за подобные аллюзии можно было и загреметь...

А в книжке Антонова "Мосты Петербурга" он пишет про Алмазный мост - название от соседнего абразивного завода.
Что за абразивный завод - история умалчивает, ни в одном справочнике такого не нашёл.
Переезд обозначен красным [сообщение #26420 является ответом на сообщение #26412] ср, 25 апреля 2007 15:47 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
Абрам Дюрсо
Да, я тоже обратил внимание на эту непонятную заливку. Полагаю, типографский брак (на этапе создания красной компоненты офсета), т.к. красный в этом стандарте легенды должен обозначать область каменной застройки.

Закрыли когда? Точно не скажу. Сдаётся, что уже в 1969 он не фунциклировал. Факт может быть установлен по архивам МПС (ликвидация штатной единицы смотрителя шлагбаума). Радиообъявление о приближении поезда (изначально - для открытого переезда), о котором упоминаю, могло остаться в действии и по инерции, ещё несколько лет, даже несмотря на наличие сквозного пешеходного тоннеля под дорогой.
О происхождении Алмазной [сообщение #26421 является ответом на сообщение #26418] ср, 25 апреля 2007 16:05 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
Абрам Дюрсо
По поводу „загреметь за аллюзии в советское время” — всё это преувеличение, навеянное мифами о „тоталитаризме”. То есть, загреметь можно было, но не тем, кто назвал, а кто неуместно ёрничал.

Когда Черниковку близ Уфы сделали вновь после войны городом, нашлись, конечно, ж…лизы, которые предложили переименовать в Сталинск. На что Жданов спросил: Сталинск? не великовато ли для маленького города. А кто был Черников? — Купец. — Ну, так и что? Пусть остаётся Черниковкой. (По материалам сайта «Черниковка», цит. по памяти)

--
Абразивный завод в нашем городе есть (называется «Ильич»), но где-то на Петроградской. И алмаз не основной абразивный материал, который потребляют заводы этого типа в нашем регионе.

Отсутствие мусульманского кладбища или мест компактного расселения магометан в этом районе исключает связь названия реки с чьим-то именем. (т.е. не алмаз, а какой-нибудь Аль-Мас и пр.)

Неправдоподобная (как насчёт Афтова), но красиво звучащая гипотеза: кладбищ по Волковке/Чёрной много, размывало могилы орденоносцев, а на берегу копошились клондайковцы (что-то заело меня сегодня на тему гробокопателей). Но с добычей своей они не сплавлялись вниз, к центру города, а гребли к верховьям, и в кустах ракит над Алмазной были у них схроны.

Это я экспромтом. Не сочтите за научно обоснованный ответ.

Аллюзии в советское время [сообщение #26424 является ответом на сообщение #26421] ср, 25 апреля 2007 16:48 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
Chartpilot
Совсем не по теме - но вспомнилось

Цитата:

А что такое аллюзия?
Ну как тебе , сказать...
Вот ты смотришь видовой фильм, показывают горы, легкая дымка, красота неземная.
А ты сидишь и думаешь: - А всё таки Брежнев - сволочь.
Эта земля была нашей землёй [сообщение #26426 является ответом на сообщение #26424] ср, 25 апреля 2007 17:24 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
Абрам Дюрсо
Классная цитата!

Вот так, занимаясь самоедением, мы и потеряли страну. Целили в коммунистов, а попали в страну. Целили в Брежнева, а получили Горбачёва, Ельцина...

«Эта земля была нашей землёй,
Пока мы не увязли в борьбе»

Подспудная мысль у БГ, конечно, прямо противоположна интонации, с которой повторяю его слова я. Вне контекста, согласен - но насколько точно!
предлагаю провести семантический анализ [сообщение #26429 является ответом на сообщение #26426] ср, 25 апреля 2007 17:47 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
alexsvar
например "Ржавой воды"

Красной жар-птицею, салютуя маузером лающим,
Время жгло страницы, едва касаясь их пером пылающим.
Но годы вывернут карманы - дни, как семечки,
Bалятся вкривь да врозь.
А над городом - туман. Xудое времечко
C корочкой запеклось.

Черными датами а ну еще плесни на крышу раскаленную!
Ox, лили ушатами ржавую, кровавую, соленую.
Годы весело гремят пустыми фляжками,
Выворачивают кисет.
Сырые дни дымят короткими затяжками
В самокрутках газет.

Под водопадом спасались, как могли, срубили дерево.
Ну плот был что надо, да только не держало на воде его.
Да только кольцами года завиваются
В водоворотах пустых площадей.
Да только ржавая вода разливается
На портретах великих дождей.

Но ветки колючие обернутся острыми рогатками.
Да корни могучие заплетутся грозными загадками.
А пока вода-вода кап-кап-каплею
Лупит дробью в мое стекло.
Улететь бы куда белой цаплею!
Обожжено крыло.

Но этот город с кровоточащими жабрами
Надо бы переплыть ...
А время ловит нас в воде губами жадными.
Время нас учит пить.
Re: предлагаю провести семантический анализ [сообщение #26430 является ответом на сообщение #26429] ср, 25 апреля 2007 18:33 Переход к предыдущему сообщенияПереход к предыдущему сообщения
Абрам Дюрсо
Семантический не буду.

Башлачёв, Янка Дягилева — ряд горестный. И в этой его песне те же мотивы, что и песне-самодиагнозе Янки: ангедония. Склоность к самолишению наслаждения.

Сюицид обоих (хотя по Янке не доказано, констатируют лишь „труп, выловленный из реки 9 мая”) — итог творчества? Или к творчеству ребят привела та же предпосылка, что и к самоубийству?

Вербальный (словесный) анализ их текстов, особенно в контексте НЛП (нейролингвистического программирования, массового одурманивая) - тема особая. Подавление у общества инстинкта самосохранения с включением команды на самоуничтожение, вот итог. Какими путями это проходит в мозг каждого индивида - специалисты знают.

Лично по себе: включаю Янку довольно часто. Почему? Я разделяю её мысли - нет! Нравится манера исполнения - да, конечно, но шедевров здесь нет. Кроме разве что неординарной распевки: "светофо-ора".

Возможно, к её песням тянет потому, что подсознательно хочется ещё раз подтвердить себе, что преодолел то подспудное воздействие, которое эти песни могли на меня оказать. И поэтому осталась в памяти только чистая эстетика - симпатичная девушка в джинсах, с рыжеватыми волосами и пронзительным голосом. А главное - честным голосом; не в том смысле, что не под фанеру, а в том, что она была искренне убеждена в том, о чём пела.

Светлая вам память, Янка, Александр...

Предыдущая тема: Реконструкция зданий и территорий Петроградской стороны
Следующая тема: Переправа через Безымянный ерек
Переход к форуму:
  


Текущее время: чт апр #d 05:18:32 MSK 2024