Начало » Санкт-Петербург » Санкт-Петербург » К истории Купчина и невырытого канала
К истории Купчина и невырытого канала [сообщение #26313] |
пн, 23 апреля 2007 17:18 |
|
В добавление к прекраснейшей странице http://al-spbphoto.narod.ru/okraina/kupchino.html, автор А. Разумов, 2003-2005 гг.
(В этом форуме см. Бетонка на Белградской, Алмазная ул. и пр.)
1. Алмазная улица и мост: личные воспоминания
Став купчинянином в 1969 г., некоторое время я добирался до дома на 59-м автобусе. Пройдя под вырытым на моих глазах (до этого жил на Московском) в конце Благодатного (тогда ещё ПЕРЕУЛКА) ж.д. мостом, автобус проходил ещё метров 200 вперёд (въезд на Белградскую сделали позже), а затем начинал месить грязь по улицам Рылеева, делая несколько поворотов, и лишь потом выезжая на Будапештскую.
Около теплиц были ещё капустные поля, на которые ещё году в 1970 ездил на велосипеде за продуктом. В бараках скрывались от кого-то (сторожа? капустные конкуренты?).
Извилистый путь через Алмазную отражён и на картах "Как проехать по Ленинграду" тех лет.
2. Южное шоссе: несущественное уточнение
А. Разумов пишет:
«Прежде по линии шоссе существовал проезд под путями Витебской железной догоги, а через Волковский канал был переброшен деревянный 4-й Волковский мост.»
Не под, а в одном уровне с ж.д., со шлагбаумом. Остатки насыпи шоссе со стороны Купчина и сейчас ещё едва различимы: см. фото Разумова, влево от жёлтого бывш. станционного домика. В школу в центр ездил на электричке, и помню, как включалось радиооповещение "Аа-старожно! Берегитесь поезда! Аа-старожно...", голосом презабавным.
3. Волковка и её „старицы” (остатки прежнего русла)
К тому, что сказал А.Разумов, добавлю: в начале тех же 1970-х, примерно на уровне нынешней администрации, за Пражской, по пр. Славы ещё был деревянный мост (или его остатки?), через который 26-й троллейбус, еле переваливаясь, шёл к Сортировочной.
Уплотнительная застройка треугольника "Славы - Пражская - Турку (б. Бассейная)" последних лет, на мой непросвещённый взгляд, поступок неосмотрительный. Это как раз то место, где текла Волковка, и где были всегда самые настоящие болота и топи.
Вообще, эти непонятные (с точки зрения квадратно-гнездового метода) изломы нынешней ул. Турку, как известно, восходят к проекту второго обводного канала (от которого и название Бассейной). Об этом проекте мне повезло узнать ещё в школе, куда для выступления пригласили самого Пукинского, автора популярных книг о городе и его топонимике.
Ничего из его выступления не запомнилось, кроме рассказа о канале (идеей которого он, видимо, был очень воодушевлён). Да и мне, жившем тогда близ Парка Победы, казалось: как здорово, чтобы рядом ходили ещё и корабли (а не только техника в ночь перед парадами!)
Собственно и вырыть предстояло немного, и главное - во многом по местам и так нестроибельным (от ковша Турухтанной гавани, по руслу Красненькой, мимо карьеров Парка Победы и далее частично по руслу Волковки). Но препятствием неодолимым на этой трассе была Сортировочная и её горки: перекрывать важнейшую для страны ж.д. артерию никто бы не стал.
|
|
|
|
|
|
Путепровод над Благодатной/Салова [сообщение #26326 является ответом на сообщение #26323] |
вт, 24 апреля 2007 09:23 |
|
Мост (точнее, проезд под ж.д. путями) от Благодатной до Салова рыли в гг. 1966-67. Одновременно прокладывали пути трамвая. Время пуска 43-го маршрута и соответствует времени прорытия проезда, поэтому можно в принципе уточнить по картам, ежегодно выпускавшимся записным книжкам с впечатанными маршрутами, а потом по газетам.
(Кстати, пути по Благодатной в сторону Броневой снимали дважды. Помню, что пути к закрытому изначальному кольцу заканчивались где-то в районе девятиэтажки, что напротив пожарников, а она постройки не позже 1967 г. Но вторичное открытие пути (уже для 50-го маршрута и до самой Броневой) состоялось уже после того, как 43-й пошёл в Купчино. Более точных данных у меня нет).
Пути за Алмазным мостом проложили прямо по могилам, причём поначалу проезжая часть была только слева, когда едешь в Купчино, а справа, прямо в окно - кресты, кресты... Я любил осваивать новые маршруты, и прокатился туда-обратно вскоре. Номер вагона помню до сих пор (вообще, я интересовался тогда историей наших трамваев): 5070 (тип ЛМ-57, неверно называвшийся „чешским”).
--
Собственно остатки Рылеева я помню так, как описал, т.е. извилистая, обсаженная деревьями улица, а потом развалины бараков. Вечером попробую разобраться с вашей картой, и тогда допишу.
|
|
|
|
|
Два моста под путями [сообщение #26344 является ответом на сообщение #26339] |
вт, 24 апреля 2007 15:13 |
|
Да, мостов действительно 2 (как и сейчас), но это не те железобетонные, которые были установлены, как я говорил, примерно в 1966-67 гг.
То есть, то, что я наблюдал в счастливом детстве, было разрытием вширь уже существовавшего проезда с установкой новых опор и пр.
Замечу, что при этом ось ж.д. трассы могла отклониться в сторону.
При строительстве развязки с Лиговским (примерно 1971 г., эту стройку, в отличие от предыдущей, я наблюдал ежедневно: ездил из Купчино на электричке в школу в центр) сначала была отсыпана насыпь справа (если смотреть к вокзалу), потом устроены опоры, а потом трасса вернулась влево.
Но при этом, замечу, она осталась отклонённой на участке "Воздушка-Боровая" вправо (т.е. к востоку) метров на 50 от более старой трассы, прохождение которой обозначают облицованные гранитом (?) устои. Они сохранились на "перекрёстке" с путями на Цветочную, а по-моему были и ещё где-то к югу по Витебскому.
Итак: как выяснилось, мосты были ещё до войны, причём тоже два. Какими они были? Может, кто и знает. Но дожили они свой век в конце 60-х гг., это факт.
|
|
|
|
Re: Путепровод над Благодатной/Салова [сообщение #26357 является ответом на сообщение #26346] |
вт, 24 апреля 2007 16:52 |
|
Евгений Лебедев писал(а) 24 апреля 2007 15:24 |
...стандартные низенькие одностронние проезды ...
|
Наверное это были такие же ублюдочные путепроводы, как парочка в начале Салова - выезд на улицу Самойловой.
Когда их наконец расширят?
|
|
|
Обещанное о картах [сообщение #26398 является ответом на сообщение #26323] |
ср, 25 апреля 2007 01:18 |
|
1. Карта, которая здесь (O-36…)
Как справедливо заметил на этой ветке 24 апреля 2007 10:54 г-н Александр Павлов, на Вашей вырезке из O-36 пересечение Витебской ж.-д. не с Благодатной, а с пр. Славы и Южным шоссе. Датировка (не позднее 1969) абсолютно верна. Даже если бы карта досталась в обрывке: точечного 12-этажного дома № 24 (между 16 и 30, рядом с пам. Жукову) здесь ещё нет, а заселились в него мои друзья как раз в один год со мной, т.е. в 1969.
От идеи прогулок по садоводству вскоре друзья отказались: одну гулявшую там девочку конкретно убили, и милиция специально приходила в школу №292, где они учились.
Собственно дер. Купчино (на карте к ней ведёт тропинка от первой из точечных кирпичных 9-этажек, а затем через мостик - и на главную улицу села; оранжевая заливка) практически не помню. А вот девятиэтажки эти прославлены на пол-Союза тем, что оказались - в очень упрощённом, правда, виде - на спичечной этикетке. Голубого цвета, надпись: новостройки Ленинграда. Южное шоссе. Год выпуска - примерно 1964.
Что интересно: этикетку напечатали одновременно с постройкой 9-этажек (если не раньше!), и сам выбор темы (Южное шоссе, а не пр. Славы) странен с точки зрения фактически реализованного Генплана. Увы, моя многогодовая подписка «Стр-ва и арх-ры Л-да» (потом «Лен. панорамы») погибла. Памятуя уже допускавшиеся мной небрежности, детали планов застройки Купчина излагать здесь по памяти, не имея ссылок, не буду.
2. О Ваших картах и фото в ветке по кладбища http://www.forum.around.spb.ru/index.php?t=msg&th=706&am p;amp;start=0&rid=0&S=9200b966ca26e9be43e817584d8e5c1b
Местечко на фото мне оч-чень хорошо знакомо: в тени за камышами справа - дом 6 по ул. Димитрова, тоже неким образом мне известный. Сейчас жители его получили хороший „подарок” в виде выстроенного в порядке уплотнения дома, отгородившего их от сквера Димитрова (на спутн. фото его ещё нет). Но гробокопателей, возможно, поджидает досада ещё большая.
За что ручаюсь - что надгробия в этом квартале присутствовали. Видел я их, но не там, не за детской площадкой, где вы красным крестом пометили предполагаемое кладбище. Лежали камни как раз в кустах, край которых виден на вашем фото слева. И не только в 80-е, а ещё и в начале 1990-х годов. Шли эти кусты на запад, вплоть до заброшенного котлована (на спутниковом фото - прямоугольная выемка, протянувшаяся слева от Вашей красной полосы).
Занятно: чётко видны 4 выступа на запад. Такие выступы делались для парадных в 9-этажках с магазинами внизу (1-я пол. 60-х гг.: ун-г Купчинский, ун-г Нарвский, Ясень, Синтетика). Но парадные в этих случаях идут во двор, а здесь они развёрнуты к улице! Но не спешите делать выводы. „Аномальной” схеме соответствует экспериментальный дом на углу Будапештской и Турку с парадными-раструбами; есть фото на сайте про Купчино, http://al-spbphoto.narod.ru/okraina/kupchino.html .
С северной части котлована ещё в году 1990-м можно было въехать зимой по так и не законченному въезду в сфотографированный Вами двор. А по весне котлован разливался, как Волга, и была непролазная грязь. Утки выводили утят.
Ну, я отвлёкся уж очень. Гробокопатели стучат лопатами в нетерпении. Но дочитав до конца, могут и пристукнуть в приступе разочарования.
Итак, кусты, меж которых я видел надгробия - не указатель на место кладбища. Их просто туда тащили в направлении от кладбища к дороге, и бросили на полпути. Хорошо помню (но не вижу на спутн. фото) аллею, в которую выстраивались при определённом ракурсе деревья, якобы случайно разбросанные на рассматриваемом пятачке. Общее направление - к ж.д., но не под прямым углом, а со скосом в сторону станции.
Пруд здесь — не одна из „стариц” Чёрной речки, а элемент гидротехнический, осушительный. Обратите внимание на стадион (зелёный овал с пролысиной, справа от Н-образной школы, ниже правого верхнего угла спутн. фото). Он лежит в достаточно глубокой (метров 3-4) выемке, да и сама школа (Ваше фото, за деревом) - не кажется ли, что и она лежит низЭнько, на метр-полтора ниже, чем надо?
Объяснение очевидно: выемка — вычерпанное болото, поверх которого на зелёной карте http://www.forum.around.spb.ru/index.php?t=getfile&id=27 79&rid=945&S=c8fbc8f2dc3996dba7bd8748fe465f9c) написано «Преображенское кладбище Але…» А на месте пятачка с прудом на этой же карте - если я правильно читаю знаки - только рассредоточенно стоящие деревья с проходящей насквозь грунтовой дорогой. Её общее направление примерно совпадает с исчезшей аллеей, о которой я вспомнил выше.
Так что вычерпали, наверное, всех усопших с их монетами, орденами-медалями, и свезли дожидаться Страшного суда в другое, более спокойное место. А детишки, спускающиеся каждую зиму на санках в котлован стадиона, и не помышляют, что катаются вниз, к бывшему преддверию преисподней - и обратно!
|
|
|
|
|
Ещё об Алмазной [сообщение #26418 является ответом на сообщение #26399] |
ср, 25 апреля 2007 14:41 |
|
Вроде вопрос о происхождении названия задавался, да не прояснился.
Энциклопедия даёт объяснение, мол, как ирония над общей неухоженностью данной местности.
Вообще-то в советское время за подобные аллюзии можно было и загреметь...
А в книжке Антонова "Мосты Петербурга" он пишет про Алмазный мост - название от соседнего абразивного завода.
Что за абразивный завод - история умалчивает, ни в одном справочнике такого не нашёл.
|
|
|
Переезд обозначен красным [сообщение #26420 является ответом на сообщение #26412] |
ср, 25 апреля 2007 15:47 |
|
Да, я тоже обратил внимание на эту непонятную заливку. Полагаю, типографский брак (на этапе создания красной компоненты офсета), т.к. красный в этом стандарте легенды должен обозначать область каменной застройки.
Закрыли когда? Точно не скажу. Сдаётся, что уже в 1969 он не фунциклировал. Факт может быть установлен по архивам МПС (ликвидация штатной единицы смотрителя шлагбаума). Радиообъявление о приближении поезда (изначально - для открытого переезда), о котором упоминаю, могло остаться в действии и по инерции, ещё несколько лет, даже несмотря на наличие сквозного пешеходного тоннеля под дорогой.
|
|
|
О происхождении Алмазной [сообщение #26421 является ответом на сообщение #26418] |
ср, 25 апреля 2007 16:05 |
|
По поводу „загреметь за аллюзии в советское время” — всё это преувеличение, навеянное мифами о „тоталитаризме”. То есть, загреметь можно было, но не тем, кто назвал, а кто неуместно ёрничал.
Когда Черниковку близ Уфы сделали вновь после войны городом, нашлись, конечно, ж…лизы, которые предложили переименовать в Сталинск. На что Жданов спросил: Сталинск? не великовато ли для маленького города. А кто был Черников? — Купец. — Ну, так и что? Пусть остаётся Черниковкой. (По материалам сайта «Черниковка», цит. по памяти)
--
Абразивный завод в нашем городе есть (называется «Ильич»), но где-то на Петроградской. И алмаз не основной абразивный материал, который потребляют заводы этого типа в нашем регионе.
Отсутствие мусульманского кладбища или мест компактного расселения магометан в этом районе исключает связь названия реки с чьим-то именем. (т.е. не алмаз, а какой-нибудь Аль-Мас и пр.)
Неправдоподобная (как насчёт Афтова), но красиво звучащая гипотеза: кладбищ по Волковке/Чёрной много, размывало могилы орденоносцев, а на берегу копошились клондайковцы (что-то заело меня сегодня на тему гробокопателей). Но с добычей своей они не сплавлялись вниз, к центру города, а гребли к верховьям, и в кустах ракит над Алмазной были у них схроны.
Это я экспромтом. Не сочтите за научно обоснованный ответ.
|
|
|
Аллюзии в советское время [сообщение #26424 является ответом на сообщение #26421] |
ср, 25 апреля 2007 16:48 |
|
Совсем не по теме - но вспомнилось
Цитата: | А что такое аллюзия?
Ну как тебе , сказать...
Вот ты смотришь видовой фильм, показывают горы, легкая дымка, красота неземная.
А ты сидишь и думаешь: - А всё таки Брежнев - сволочь.
|
|
|
|
Эта земля была нашей землёй [сообщение #26426 является ответом на сообщение #26424] |
ср, 25 апреля 2007 17:24 |
|
Классная цитата!
Вот так, занимаясь самоедением, мы и потеряли страну. Целили в коммунистов, а попали в страну. Целили в Брежнева, а получили Горбачёва, Ельцина...
«Эта земля была нашей землёй,
Пока мы не увязли в борьбе»
Подспудная мысль у БГ, конечно, прямо противоположна интонации, с которой повторяю его слова я. Вне контекста, согласен - но насколько точно!
|
|
|
предлагаю провести семантический анализ [сообщение #26429 является ответом на сообщение #26426] |
ср, 25 апреля 2007 17:47 |
|
например "Ржавой воды"
Красной жар-птицею, салютуя маузером лающим,
Время жгло страницы, едва касаясь их пером пылающим.
Но годы вывернут карманы - дни, как семечки,
Bалятся вкривь да врозь.
А над городом - туман. Xудое времечко
C корочкой запеклось.
Черными датами а ну еще плесни на крышу раскаленную!
Ox, лили ушатами ржавую, кровавую, соленую.
Годы весело гремят пустыми фляжками,
Выворачивают кисет.
Сырые дни дымят короткими затяжками
В самокрутках газет.
Под водопадом спасались, как могли, срубили дерево.
Ну плот был что надо, да только не держало на воде его.
Да только кольцами года завиваются
В водоворотах пустых площадей.
Да только ржавая вода разливается
На портретах великих дождей.
Но ветки колючие обернутся острыми рогатками.
Да корни могучие заплетутся грозными загадками.
А пока вода-вода кап-кап-каплею
Лупит дробью в мое стекло.
Улететь бы куда белой цаплею!
Обожжено крыло.
Но этот город с кровоточащими жабрами
Надо бы переплыть ...
А время ловит нас в воде губами жадными.
Время нас учит пить.
|
|
|
Re: предлагаю провести семантический анализ [сообщение #26430 является ответом на сообщение #26429] |
ср, 25 апреля 2007 18:33 |
|
Семантический не буду.
Башлачёв, Янка Дягилева — ряд горестный. И в этой его песне те же мотивы, что и песне-самодиагнозе Янки: ангедония. Склоность к самолишению наслаждения.
Сюицид обоих (хотя по Янке не доказано, констатируют лишь „труп, выловленный из реки 9 мая”) — итог творчества? Или к творчеству ребят привела та же предпосылка, что и к самоубийству?
Вербальный (словесный) анализ их текстов, особенно в контексте НЛП (нейролингвистического программирования, массового одурманивая) - тема особая. Подавление у общества инстинкта самосохранения с включением команды на самоуничтожение, вот итог. Какими путями это проходит в мозг каждого индивида - специалисты знают.
Лично по себе: включаю Янку довольно часто. Почему? Я разделяю её мысли - нет! Нравится манера исполнения - да, конечно, но шедевров здесь нет. Кроме разве что неординарной распевки: "светофо-ора".
Возможно, к её песням тянет потому, что подсознательно хочется ещё раз подтвердить себе, что преодолел то подспудное воздействие, которое эти песни могли на меня оказать. И поэтому осталась в памяти только чистая эстетика - симпатичная девушка в джинсах, с рыжеватыми волосами и пронзительным голосом. А главное - честным голосом; не в том смысле, что не под фанеру, а в том, что она была искренне убеждена в том, о чём пела.
Светлая вам память, Янка, Александр...
|
|
|
Переход к форуму:
Текущее время: чт апр #d 05:18:32 MSK 2024
|