ОКРЕСТНОСТИ ПЕТЕРБУРГАПутеводители Карты История Фотогалерея    Старая версия сайта
Начало » ГЛАВНЫЙ » Историко-краеведческий раздел » "Пороховская" плотина на реке Охта существовала до основания Петербурга.
"Пороховская" плотина на реке Охта существовала до основания Петербурга. [сообщение #198485] вс, 02 июня 2019 18:58 Переход к следующему сообщения
alexsvar
На шведской ландкарте 1699 года (Map or Geographical Delineation of Ingria. (1699). The title on the map: Land-Charta Eller Geographisk Delineation Öfwer Ingermanland. K. Krigsarkivet, Stockholm. Sveriges krig. Östersjöprovinserna 1699-1700.) обнаружил огромный разлив на месте современного Охтинского водохранилища при Пороховых заводах.

По видимому первая плотина на Охте была построена не в 1715 году для пороховых заводов, а существовала еще при шведах. Причем размер водохранилища на карте изображен гораздо большим, чем даже существует сейчас, современный Муринский ручей на карте впадает непосредственно в него. На более ранней шведкой карте 1688 года разлив отсутствует. На последующих российских картах разлив Охты появляется лишь в 1770 году на "Карте Санкт-Петербургской губернии".


  • Вложение: VMXN7kCdcZI.jpg
    (Размер: 89.78KB, Загружено 373 раза)
Re: "Пороховская" плотина на реке Охта существовала до основания Петербурга. [сообщение #198486 является ответом на сообщение #198485] вс, 02 июня 2019 20:27 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
Скаут
alexsvar писал(а) вс, 02 июня 2019 18:58

...
По видимому первая плотина на Охте была построена не в 1715 году для пороховых заводов, а существовала еще при шведах.
...


Возникает вопрос: А зачем нужна была плотина при шведах?

Кстати, на карте 1676 года тоже видно нечто подобное:
http://www.etomesto.ru/map-peterburg_1676/

[Обновления: вс, 02 июня 2019 20:30]

Известить модератора

Re: "Пороховская" плотина на реке Охта существовала до основания Петербурга. [сообщение #198489 является ответом на сообщение #198486] вс, 02 июня 2019 21:14 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
LionelRK
пильная мельница например , и лес сплавляли по той же Охте
Re: "Пороховская" плотина на реке Охта существовала до основания Петербурга. [сообщение #198491 является ответом на сообщение #198486] вс, 02 июня 2019 21:29 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
alexsvar
Скаут писал(а) вс, 02 июня 2019 20:27
alexsvar писал(а) вс, 02 июня 2019 18:58

...
По видимому первая плотина на Охте была построена не в 1715 году для пороховых заводов, а существовала еще при шведах.
...


Возникает вопрос: А зачем нужна была плотина при шведах?

Кстати, на карте 1676 года тоже видно нечто подобное:
http://www.etomesto.ru/map-peterburg_1676/


В то время основным движетелем производств (мельниц, лесопилок, заводов) была энергия воды.

Вот тут качество гораздо лучше http://www.aroundspb.ru/karty/150/sg_1676_ingermanlandia.html , и как следует из заголовка - НЕ является картой 1676 года, а "составленная по масштабу 1:210000 1827 года. под присмотром Генерал-Майора Шуберта Генерального Штаба Штабс-Капитаном Бергенгеймом 1м из материалов, надейнных в Шведских Архивах показывающая разделение и состояние онаго края в 1676 году. "
Т.е. ее топооснова - изыскания Шуберта начала 19 века, а обстановка - интерпретация Бергенгейма.

[Обновления: вс, 02 июня 2019 21:30]

Известить модератора

Re: "Пороховская" плотина на реке Охта существовала до основания Петербурга. [сообщение #198494 является ответом на сообщение #198489] вс, 02 июня 2019 21:49 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
Скаут
LionelRK писал(а) вс, 02 июня 2019 21:14
пильная мельница например , и лес сплавляли по той же Охте


На финских двухсотметровках попадается очень много мельниц. Только вот запруд такого масштаба при этом не попадается.
Re: "Пороховская" плотина на реке Охта существовала до основания Петербурга. [сообщение #198495 является ответом на сообщение #198491] вс, 02 июня 2019 21:51 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
Скаут
alexsvar писал(а) вс, 02 июня 2019 21:29
Скаут писал(а) вс, 02 июня 2019 20:27
alexsvar писал(а) вс, 02 июня 2019 18:58

...
По видимому первая плотина на Охте была построена не в 1715 году для пороховых заводов, а существовала еще при шведах.
...


Возникает вопрос: А зачем нужна была плотина при шведах?

Кстати, на карте 1676 года тоже видно нечто подобное:
http://www.etomesto.ru/map-peterburg_1676/


В то время основным движетелем производств (мельниц, лесопилок, заводов) была энергия воды.

Вот тут качество гораздо лучше http://www.aroundspb.ru/karty/150/sg_1676_ingermanlandia.html , и как следует из заголовка - НЕ является картой 1676 года, а "составленная по масштабу 1:210000 1827 года. под присмотром Генерал-Майора Шуберта Генерального Штаба Штабс-Капитаном Бергенгеймом 1м из материалов, надейнных в Шведских Архивах показывающая разделение и состояние онаго края в 1676 году. "
Т.е. ее топооснова - изыскания Шуберта начала 19 века, а обстановка - интерпретация Бергенгейма.


Прочитал заголовок несколько раз.
Судя по заголовку, из 1827 года взят только масштаб.
А вот "состояние 1676 года" при наличии Сестрорецкого разлива вызывает сильное недоумение.
Re: "Пороховская" плотина на реке Охта существовала до основания Петербурга. [сообщение #198496 является ответом на сообщение #198495] вс, 02 июня 2019 22:15 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
alexsvar
Скаут писал(а) вс, 02 июня 2019 21:51
Судя по заголовку, из 1827 года взят только масштаб.
А вот "состояние 1676 года" при наличии Сестрорецкого разлива вызывает сильное недоумение.


Да, просто удивительно и не объяснимо! И Меднозаводский разлив тоже.
Re: "Пороховская" плотина на реке Охта существовала до основания Петербурга. [сообщение #198497 является ответом на сообщение #198496] вс, 02 июня 2019 22:19 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
Скаут
alexsvar писал(а) вс, 02 июня 2019 22:15
Скаут писал(а) вс, 02 июня 2019 21:51
Судя по заголовку, из 1827 года взят только масштаб.
А вот "состояние 1676 года" при наличии Сестрорецкого разлива вызывает сильное недоумение.


Да, просто удивительно и не объяснимо! И Меднозаводский разлив тоже.


Пока у меня глаз натренирован долгим изучением деревень Келтушского, Корбосельскоо и Куйвашского погостов ПК-1500, бегло пробежался по картам, представленным на Вашем сайте.
Ну, что сказать... Туфты много. Частенько местоположение населенных пунктов указано по принципу "ППП" = "Пол-Палец-Потолок".
Re: "Пороховская" плотина на реке Охта существовала до основания Петербурга. [сообщение #198506 является ответом на сообщение #198497] пн, 03 июня 2019 00:45 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
Chartpilot
И странно на карте 1676 года надпись Landskrona.
Бергенгейм что-то чудил. ((
Re: "Пороховская" плотина на реке Охта существовала до основания Петербурга. [сообщение #198508 является ответом на сообщение #198506] пн, 03 июня 2019 01:32 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
Скаут
Chartpilot писал(а) пн, 03 июня 2019 00:45
И странно на карте 1676 года надпись Landskrona.
Бергенгейм что-то чудил. ((


Может быть он пользовался старой шведской картой, которая нам пока неведома?
Тупо взята топооснова 1827 года и на нее перенесены населенные пункты из той карты...
Re: "Пороховская" плотина на реке Охта существовала до основания Петербурга. [сообщение #198509 является ответом на сообщение #198496] пн, 03 июня 2019 06:02 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
Бегемот
alexsvar писал(а) вс, 02 июня 2019 22:15
Скаут писал(а) вс, 02 июня 2019 21:51
Судя по заголовку, из 1827 года взят только масштаб.
А вот "состояние 1676 года" при наличии Сестрорецкого разлива вызывает сильное недоумение.


Да, просто удивительно и не объяснимо! И Меднозаводский разлив тоже.

А не может быть всё просто - бобры!?
Re: "Пороховская" плотина на реке Охта существовала до основания Петербурга. [сообщение #198517 является ответом на сообщение #198485] пн, 03 июня 2019 20:01 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
Art Gratis
Очень интересный вопрос. Шведской картографией Ингерманландии и изменениями ландшафта с того времени занимаюсь давно, но тут скорее всего ошибка картографа. Дело в том, что представленный фрагмент карты 1699 года не является подробным и указывает детали местности в очень упрощенном виде, на уровне современных 5километровок. На других картах той эпохи, кроме одной 1698 года, еще более схематичной, ничего подобного нет, но есть две реки (русла), которые прослеживаются и сейчас. Склоняюсь к версии - ошибка. Очень похоже, что перерисовщик карты воспринял два расходящихся и сходящиеся русла реки (см. файл 1(2) и 1(4)) как берега большого озера (пруда).

  • Вложение: 1 (1).jpg
    (Размер: 100.01KB, Загружено 88 раз)
  • Вложение: 1 (2).JPG
    (Размер: 167.86KB, Загружено 78 раз)
  • Вложение: 1 (3).JPG
    (Размер: 126.19KB, Загружено 85 раз)
  • Вложение: 1 (4).JPG
    (Размер: 120.39KB, Загружено 83 раза)
  • Вложение: 1 (5).JPG
    (Размер: 190.71KB, Загружено 81 раз)


Art Gratis
Re: "Пороховская" плотина на реке Охта существовала до основания Петербурга. [сообщение #198523 является ответом на сообщение #198517] пн, 03 июня 2019 21:50 Переход к предыдущему сообщения
alexsvar
Жаль, что Вы не указали годы издания карт.
Ваша контрверсия мне понравилась, она объясняет огромную площадь видимого водохранилища. Меня в ней смущала высота зеркала воды, и, как следствие, высота плотины. Единственно, что странно - на было у Охты второго русла, и я проверил версию длинного русла Муринского ручья - не получается по рельефу местности.
Предыдущая тема: 70 лет фильму "Александр Попов"
Следующая тема: Переписная окладная книга Водской пятины 1500 года
Переход к форуму:
  


Текущее время: вт июл #d 17:25:07 MSK 2019