ОКРЕСТНОСТИ ПЕТЕРБУРГАПутеводители Карты История Фотогалерея    Старая версия сайта
Начало » ГЛАВНЫЙ » Историко-краеведческий раздел » кто уничтожил усадьбу Рапти?
кто уничтожил усадьбу Рапти? [сообщение #156375] вт, 13 августа 2013 20:32 Переход к следующему сообщения
baksik
Во время Великой Отечественной войны дворец был взорван немцами при отступлении в 1944 году. После войны остатки усадьбы разобраны местными жителями на кирпич, парк пришел в запустение.
[ http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D1%81%D0%B0%D0%B4%D1%8C% D0%B1%D0%B0_%D0%A0%D0%B0%D0%BF%D1%82%D0%B8]
По официальной версии дворец был разрушен в годы войны, однако есть свидетельства старожилов, утверждающих, что в 1947 году он еще стоял. [http://regionavt.spb.ru/cards/cardview.php?card=81]
У кого-нибудь есть достоверная информация по теме?
Re: кто уничтожил усадьбу Рапти? [сообщение #156377 является ответом на сообщение #156375] вт, 13 августа 2013 21:46 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
Randy
baksik писал(а) вт, 13 августа 2013 20:32

Во время Великой Отечественной войны дворец был взорван немцами при отступлении в 1944 году. После войны остатки усадьбы разобраны местными жителями на кирпич, парк пришел в запустение.
[ http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D1%81%D0%B0%D0%B4%D1%8C% D0%B1%D0%B0_%D0%A0%D0%B0%D0%BF%D1%82%D0%B8]
По официальной версии дворец был разрушен в годы войны, однако есть свидетельства старожилов, утверждающих, что в 1947 году он еще стоял. [http://regionavt.spb.ru/cards/cardview.php?card=81]
У кого-нибудь есть достоверная информация по теме?


у меня есть достоверная информация, что усадьба, так же как и сам поселок до 1960-х, называлась рОпти.

Дворец был разрушен в войну 100%, расхождения лишь в том, наши его разбомбили или немцы разрушили. Что применимо, увы, не к одному дворцу в ЛО.
Re: кто уничтожил усадьбу Рапти? [сообщение #156508 является ответом на сообщение #156377] сб, 17 августа 2013 10:13 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
R_a_D
Randy писал(а) вт, 13 августа 2013 21:46



у меня есть достоверная информация, что усадьба, так же как и сам поселок до 1960-х, называлась рОпти.


Цитата:

В 1672 г. царь Алексей Михайлович «...по своему царскому милосердному усмотрению пожаловал новгородца Ивана Григорьевича Базанина за его к нам многую службу, которая вчалась... после поляновского мира... на польское и литовское королевство ходили и Смо-ленск, и Вильну, и Брест, и иные многие городы в Литве и на белой России поимали... договор учинили... пожаловали Ивана Базанина похвалу его службы, промыслы и храбрость в Новгородском уезде в Шелонской пятине в Петровском погосте усадище в Раптях».

Мурашова Н.В., Мыслина Л.П. Дворянские усадьбы Санкт-Петербургской губернии. Лужский район. СПб., 2001.


Randy писал(а) вт, 13 августа 2013 21:46


Дворец был разрушен в войну 100%, расхождения лишь в том, наши его разбомбили или немцы разрушили. Что применимо, увы, не к одному дворцу в ЛО.



index.php?t=getfile&id=30449&private=0

Дворец был разрушен сильно, но не на 100 процентов.

http://regionavtica.ru/userfiles/af_travelling_images/mid/rapti_vid1.jpg

Кирпичей поубавилось.


  • Вложение: rapti.jpg
    (Размер: 49.36KB, Загружено 1751 раз)

[Обновления: сб, 17 августа 2013 10:26]

Известить модератора

Re: кто уничтожил усадьбу Рапти? [сообщение #156509 является ответом на сообщение #156375] сб, 17 августа 2013 10:31 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
Randy
прошу прощения, логическое ударение не там. Я имел в виду, что дворец разрушен именно ВО ВРЕМЯ ВОЙНЫ, а не что он разрушен во время войны ПОЛНОСТЬЮ.

Касательно Ропти:

Первое упоминание села Ропти cодержится в переписной книге Шелонской пятины, письма Левонтея Оксакова и подьячего Олеши Молахова (1581-1582).

В книге Константина Алексеевича Неволина «О пятинах и погостах Новгородских в XVI веке», тип. императорской Академии Наук. Спб, 1853 год., основанной в т.ч. на вышеупомянутой новгородской книге,
в Приложении III на л.209-266 приведено описание Петровского погоста «на Черменце озере», где между прочими значатся

село Югостицы с церковью, дер. Негостицы на р. Быстрице, дер. Надеевиче на оз. Вреве, село Ропти с церковию.

Разумеется, некоторая вариативность в былые времена присутствовала, а в устной речи и вовсе не отличить, но и на картах XIX века, и XX, и во всех военных сводках ВОВ фигурирует Ропти.
Re: кто уничтожил усадьбу Рапти? [сообщение #156618 является ответом на сообщение #156509] вт, 20 августа 2013 19:09 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
R_a_D
А.С. писал(а) пн, 19 июля 2010 22:01


Кстати, а не происходит ли название села от реки Ропотка!?



На плане генерального межевания река называется Рапотка...

index.php?t=getfile&id=30467&private=0
  • Вложение: rapotka.jpg
    (Размер: 28.56KB, Загружено 1631 раз)
Re: кто уничтожил усадьбу Рапти? [сообщение #157020 является ответом на сообщение #156375] вс, 01 сентября 2013 21:28 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
Randy
Еще раз прошу прощения - историю с буквой А нельзя считать пока окончательно проясненной. Вроде бы в советское время хорошо следили за картографией, хотя некоторые названия и видоизменялись, но на картах ГУГК всегда были актуальные варианты.

Поэтому кажется весьма странным, что на карте ЛО 1957 года (есть на сайте в разделе География) еще стоит Ропти, а вот в данных Росреестра о снятии деревни с учета - со ссылкой на решение Леноблисполкома в 1970 году - указано, что снята деревня Рапти (Ропти при этом указано в качестве "вариантов названия").

При этом формально "деревня" не переименовывалась в "поселок" им. Дзержинского - поселок был образован как "новый" населенный пункт на базе центральной усадьбы одноименного совхоза, а деревня "присоединена" к нему...
Re: кто уничтожил усадьбу Рапти? [сообщение #157028 является ответом на сообщение #157020] вс, 01 сентября 2013 22:36 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
R_a_D
Randy писал(а) сб, 17 августа 2013 10:31

на картах XIX века, и XX, и во всех военных сводках ВОВ фигурирует Ропти.



Интересно, что в книге МурашовойН.В., Мыслина Л.П. Дворянские усадьбы Санкт-Петербургской губернии. Лужский район. СПб., 2001. на фрагменте межевого плана 1781 г.
сельцо называется Рапти.

Randy писал(а) пн, 19 июля 2010 12:54

если есть возможность, не просветите по поводу возможных финно-угорских корней в названии Рапти (Лужский р-н, Череменецкое озеро).

Название встречается в таком виде в источниках с XVI века...


Корни, возможно, славянские.
Ропать ж. стар. мечеть; | капище, кумирня, идолище.
Re: кто уничтожил усадьбу Рапти? [сообщение #157034 является ответом на сообщение #157028] пн, 02 сентября 2013 00:04 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
Randy
R_a_D писал(а) вс, 01 сентября 2013 22:36



Интересно, что в книге МурашовойН.В., Мыслина Л.П. Дворянские усадьбы Санкт-Петербургской губернии. Лужский район. СПб., 2001. на фрагменте межевого плана 1781 г.
сельцо называется Рапти.



а к какому периоду относится выложенный вами выше план межевания, где селцо Ропти и речка Рапотка?

Цитата:


Ропать ж. стар. мечеть; | капище, кумирня, идолище.


версия остроумная, учитывая наличие языческих курганов :)


[Обновления: пн, 02 сентября 2013 00:32]

Известить модератора

Re: кто уничтожил усадьбу Рапти? [сообщение #157037 является ответом на сообщение #157034] пн, 02 сентября 2013 09:22 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
R_a_D
Randy писал(а) пн, 02 сентября 2013 00:04



а к какому периоду относится выложенный вами выше план межевания, где селцо Ропти и речка Рапотка?




На изображениях в гуляющем по сети архиве какие-либо даты отсутствуют, от шапки плана видна только часть, датируют периодом 1780-1790 гг.
index.php?t=getfile&id=30534&private=0

Фрагмент плана из книги М&M

index.php?t=getfile&id=30535&private=0


  • Вложение: PGM.jpg
    (Размер: 29.96KB, Загружено 1451 раз)
  • Вложение: rapti1781.jpg
    (Размер: 73.09KB, Загружено 1450 раз)

[Обновления: пн, 02 сентября 2013 09:23]

Известить модератора

Re: кто уничтожил усадьбу Рапти? [сообщение #157052 является ответом на сообщение #156375] пн, 02 сентября 2013 12:26 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
Atom
На плане генерального межевания река называется Рапотка...

На межевых планах очень много ошибок в написании названий населенных пунктов и рек.
Re: кто уничтожил усадьбу Рапти? [сообщение #157059 является ответом на сообщение #157052] пн, 02 сентября 2013 15:32 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
Randy
Atom писал(а) пн, 02 сентября 2013 12:26

На плане генерального межевания река называется Рапотка...

На межевых планах очень много ошибок в написании названий населенных пунктов и рек.


ну тут уже понятно, что в бумагах и бумажках всяк писал кто во что горазд - краем глаза вижу на плане 1781 из книжки речку рОпотку.

Покамест на более или менее официальных картах я все-таки нахожу Ропти до 1957 года, а дальше суть загадка :)

Местные жители при этом абсолютно без комплексов переназвали совхоз в Рапти, садоводство - Рапти и магазинчик - ООО Рапотка :)
Re: кто уничтожил усадьбу Рапти? [сообщение #157086 является ответом на сообщение #156375] вт, 03 сентября 2013 17:49 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
Randy
военная карта 1930-х гг.

http://www.mapywig.org/m/Russian_and_Soviet_maps/series/200K /RKKA200x2_O-35-VI_Luga_1939_gref.jpg
Re: кто уничтожил усадьбу Рапти? [сообщение #157100 является ответом на сообщение #156375] ср, 04 сентября 2013 10:37 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
Randy
административная карта ЛО 1934

http://www.aroundspb.ru/karty/101/lo_1934_m1000000.html

Re: кто уничтожил усадьбу Рапти? [сообщение #157103 является ответом на сообщение #157059] ср, 04 сентября 2013 14:45 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
R_a_D
Randy писал(а) пн, 02 сентября 2013 15:32


Местные жители при этом абсолютно без комплексов переназвали совхоз в Рапти, садоводство - Рапти и магазинчик - ООО Рапотка :)


Прослеживается определенная закономерность: западные среднерусские акающие говоры
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B0%D0%BF%D0%B0%D0%B4% D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D1%81%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D0%B5%D1%80 %D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D1%8 E%D1%89%D0%B8%D0%B5_%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%80%D1%8B

Не знакомы ли Вы с закрытыми (без опубликования в печати) Указами Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 октября 1948 года и от 13 января 1949 года «О переименовании населенных пунктов Ленинградской области»? Эти Указы касались только Карельского перешейка?

[Обновления: ср, 04 сентября 2013 14:51]

Известить модератора

Re: кто уничтожил усадьбу Рапти? [сообщение #186004 является ответом на сообщение #156375] вс, 20 ноября 2016 13:22 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
miall
baksik писал(а) вт, 13 августа 2013 20:32
Во время Великой Отечественной войны дворец был взорван немцами при отступлении в 1944 году.

На ebay.de выложили подборку немецких снимков февраля-марта 1942 года, сделанных в Ропти:

index.php?t=getfile&id=38199&private=0

index.php?t=getfile&id=38200&private=0

index.php?t=getfile&id=38201&private=0

index.php?t=getfile&id=38202&private=0

index.php?t=getfile&id=38203&private=0
Re: кто уничтожил усадьбу Рапти? [сообщение #186005 является ответом на сообщение #186004] вс, 20 ноября 2016 13:25 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
miall
index.php?t=getfile&id=38204&private=0

Немцы любили фотографироваться около дворца:

index.php?t=getfile&id=38205&private=0

index.php?t=getfile&id=38206&private=0

index.php?t=getfile&id=38207&private=0


Снимки, сделанные в других местах, но также подписанные "Ropti":

index.php?t=getfile&id=38208&private=0
Re: кто уничтожил усадьбу Рапти? [сообщение #186006 является ответом на сообщение #186005] вс, 20 ноября 2016 13:33 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
miall
index.php?t=getfile&id=38209&private=0

index.php?t=getfile&id=38210&private=0

Подпись на обороте снимка с машиной:

index.php?t=getfile&id=38211&private=0

index.php?t=getfile&id=38212&private=0

Пара снимков позирующих фрау, тоже с подписью "Ropti" (тут стОит поизучать наряды)^

index.php?t=getfile&id=38213&private=0

index.php?t=getfile&id=38214&private=0

Re: кто уничтожил усадьбу Рапти? [сообщение #186007 является ответом на сообщение #186006] вс, 20 ноября 2016 13:38 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
miall
Еще пара снимков, по которым можно судить, кто так вольготно базировался в Ропти. Подписано: "Ropti. Nachrichten Funker Telefon"

index.php?t=getfile&id=38215&private=0

index.php?t=getfile&id=38216&private=0

Re: кто уничтожил усадьбу Рапти? [сообщение #186008 является ответом на сообщение #157103] вс, 20 ноября 2016 16:23 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
Randy
R_a_D писал(а) ср, 04 сентября 2013 10:45
Randy писал(а) пн, 02 сентября 2013 15:32

Местные жители при этом абсолютно без комплексов переназвали совхоз в Рапти, садоводство - Рапти и магазинчик - ООО Рапотка :)


Прослеживается определенная закономерность: западные среднерусские акающие говоры
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B0%D0%BF%D0%B0%D0%B4% D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D1%81%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D0%B5%D1%80 %D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D1%8 E%D1%89%D0%B8%D0%B5_%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%80%D1%8B

Не знакомы ли Вы с закрытыми (без опубликования в печати) Указами Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 октября 1948 года и от 13 января 1949 года «О переименовании населенных пунктов Ленинградской области»? Эти Указы касались только Карельского перешейка?



вынужден признать, что форма Рапти существовала на протяжении советского периода абсолютно параллельно с картографией. В справочнике по истории АТД Ленинградской области

https://classif.spb.ru/sprav/np_lo/menu.html

есть только д. Рапти и свх. Рапти.

Так что никакого официальной замены о на а и наоборот не было...
Re: кто уничтожил усадьбу Рапти? [сообщение #186019 является ответом на сообщение #186004] пн, 21 ноября 2016 17:04 Переход к предыдущему сообщенияПереход к предыдущему сообщения
alexsvar
Ух, какая красота была! (я - про усадьбу)

Михаил, спасибо за фотографии!
Предыдущая тема: Царский поезд
Следующая тема: Заброшенные объекты.
Переход к форуму:
  


Текущее время: вс авг #d 16:30:57 MSK 2017