ОКРЕСТНОСТИ ПЕТЕРБУРГАПутеводители Карты История Фотогалерея    Старая версия сайта
Начало » неГлавный » Экспедиции » Велопробег по Шлиссельбургскому шоссе (от Усть-Славянки до Саперного) и его окрестностям
Велопробег по Шлиссельбургскому шоссе (от Усть-Славянки до Саперного) и его окрестностям [сообщение #103019] чт, 09 сентября 2010 01:57 Переход к следующему сообщения
Леонид Харитонов
Маршрут: Софийская ул. – бывшая деревня Гарры – Леносветовская дорога – п.г.т. Петро-Славянка – дорога на Металлострой – п.г.т. Металлострой – Советский пр. – бывший пос. Усть-Славянка – Петрозаводское шоссе – пос. Усть-Ижора – Шлиссельбургское шоссе – Парковая ул. – Загородная ул. – микрорайон "Балканы" г. Колпино – 1-я дорога – Лагерное шоссе – Понтонная улица – полигон "Красный Бор" – Понтонная ул. – Лагерное шоссе – пос. Корчмино – ул. Судостроителей в пос. Понтонный – Петрозаводское шоссе – бывший завод "Ленспиртстрой" в п.г.т. Саперный.
Цель: знакомство с историей местности, осмотр природных, архитектурных, исторических и военно-исторических достопримечательностей.
Средство: велосипед "Author Kinetic-2009", экипированный как дорожный.
Дата: 1.06.2010 г.
Информационно-картографическое обеспечение: карта поездки, Электронный каталог памятников "Объекты культурного наследия..." Министерства культуры РФ, ОБД "Мемориал" в отношении воинских захоронений, Wikimapia/Google Earth/Panoramio.

Прошлая поездка в Колпино, естественно, пробуждала желание продолжить путешествие по ближайшим окрестностям этого города. С другой стороны, за мной оставался "долг" по ближайшей к Петербургу части Шлиссельбургского шоссе. Таким образом, нарисовался этот маршрут.

Начнем мы с Софийской улицы, по которой со свистом понесемся от КАД к местечку, где до войны была деревня Гарры. Здесь сохранились два ДОТа тыловой линии Слуцко-Колпинского укрепрайона, которые я как-то уже снимал. В Гаррах на развязке свернем на Ленсоветовскую дорогу в направлении Петро-Славянки. Вдоль улицы идет линия электропередач, мощные опоры которой наводят на ассоциации с тремя богатырями:



Почему в Петро-Славянку? Потому, что согласно ОБД "Мемориал", на местном кладбище есть два воинских участка. Кладбище расположено в двух кварталах восточнее дороги (которая в поселке именуется уже ул. Труда), в конце ул. Коммунаров. Действительно, братских могилы две — по разные стороны от главной аллеи кладбища, на обоих одинакового вида скромные гранитные обелиски. На участке справа один такой обелиск:



а на участке слева — два, посвященных "солдатам, сержантам и офицерам 258, 268 стрелковых дивизий":







Интересно, что на аллее недавно установлено что-то типа информационного щита, на котором перечислены имена всех 173-х захороненных здесь воинов — явные следы недавно прошедшей кампании празднования 65-летия Победы.

Улицами поселка я выезжаю к железнодорожной станции "Славянка". Протекающая здесь одноименная река формировала профиль одной из тыловых линий обороны 55-й армии. Соответственно, вдоль левого ее берега шел противотанковый ров примерно от Петро-Славянки до Рыбацкого. Судя по картам, значительных железобетонных сооружений там не было. До нашего времени остались надолбы у берега реки за околицей поселка да в Викимапии говорят, в 1990-е годы находили много гильз в ямах и траншеях. Бродить там, конечно, надо пешком и не летом. Я же на своих колесах тихими и, кстати, хорошо заасфальтированными улочками заречной части поселка выезжаю к дороге на Металлострой. Перед въездом в промышленную часть Металлостроя можно свернуть налево и, выписав еще несколько поворотов, попасть под мостик, по которому идет железнодорожная ветка на Мгу. Мостик весьма примечательный — очень узкий, да еще с двумя крутыми поворотами перед ним и после него. Однако от неизбежного столкновения спасает стоящий здесь же светофор, попеременно пропускающий машины то в одном, то в другом направлении. Впрочем, можно проехать и через расположенный в 500-х метрах переезд. За железной дорогой находится жилая часть поселка Металлострой, построенного в начале 1930-х гг. для рабочих Колпинского Металлургического завода. Первоначальной название — Соцгородок.

Меня заинтересовали несколько значков памятников, поставленных здесь в атласе-500-метровке. Прежде всего, вблизи перекрестка Железнодорожной и Садовой улиц. Ничего я здесь не нашел, а местные жители уверяли, что ничего такого здесь нет и не было. Ну, на нет и суда нет! Зато вспомнили о памятнике на пересечении улиц Богайчука и Полевой: «И где же это? — Да вот надо так свернуть, потом так, а потом у магазина еще туда вот...» Еду. Между прочим, упомянутые улицы пересекаются в двух местах, ввиду полукруглых очертаний улицы Богайчука... У придорожного (или пришоссейного, как правильно?) бара-ресторана обнаруживается памятник брежневской эпохи, официальное название которого стерлось из народной памяти. В данном случае, довольно симпатичный, наверное, потому что ухоженный:



С одной стороны — воинская символика, с другой — инженерно-рабочая (модель атома, шестеренка, циркуль, книга и чертежные рулоны), с третьей — пионерская (галстук, горны и голубь мира). Объяснение всем этим светлым сторонам развитого социализма дает четвертая сторона с надписью: "...По Ленину сверяя свой маршрут, // Октябрьский красный флаг, как эстафету, // В мир коммунизма внуки понесут".

Рядом, на доме вот такая мемориальная доска:



— пополнение в мою коллекцию "улиц-героев Ленинграда". Когда соберу более или менее полный альбом, обязательно поделюсь... А комдив генерал-майор Павел Петрович Богайчук погиб под Колпино 21 декабря 1941 года от прямого попадания снаряда в блиндаж КП дивизии. Похоронен здесь же, в Металлострое. Улица его имени отделяет жилищный массив Металлостроя от карьеров какого-то давно канувшего в лету местного кирпичного завода, а вся местность в народе именуется Озерками:





А вы думали, что Озерки — это на севере? Правда, у этих озер я не видел песчаных пляжей, зато помню, что в 80-х годах здесь обычно жило великое множество уток, и я всегда старался их разглядеть из окна машины по пути на дачу или из нее. Словом, довольно красивое место, если смотреть с шоссе.

Вот по шоссе-то мы и направимся в сторону города, чтобы не оставить в стороне Усть-Славянку. Последняя уже не деревня и даже не поселок, а не более, чем "исторический район Петербурга". Помимо славного имени, восходящего, кстати, к XIV веку, и вечной как само время реки, история здесь сконцентрирована, в основном, в двух местах, отстоящих друг от друга метрах в 200-х. То есть в одном месте. Первым по дороге попадется заброшенный (!) пост ГАИ, и не просто какой-то пост, а типовое сооружение начала 1970-х гг.:



В чем-то даже красивое, можно сказать — уже почти памятник архитектуры. Жаль, загажено. Внимательный глаз уже рассмотрел рядом горку-"слоник" из незабвенных воспоминаний детства. Вот и вторая рядом:



А рядом с Рыбацким мостом, можно сказать, почти под мостом, стоит примечательный дом, ныне включенный в реестр памятников культуры — дом поэта Федора Слепушкина. Именно про него М. И. Пыляев рассказывал, что этот дом был построен на основании некой шведской сторожевой башни. А такие в XVII веке были?





Неплохо крестьянские поэты жили, а?

Сам же Рыбацкий мост — яркий пример нынешнего долгостроя, точнее, "долгонестроя". Уже сколько лет он в таком вот виде, причем местами без перил:



Славянка вальяжно проходит последние десятки метров до своего устья:



А за рекой, словно башни и стены какой-то циклопической крепости уже встают новостройки Рыбацкого:



Южные границы города вообще, в сравнении с северными, очерчены довольно резко, хотя административная канцелярская реальность здесь, как и везде, расходится с архитектурной действительностью. Усть-Славянка вместе с Рыбацким относятся к Невскому району города, который пригородным не считается. И даже к одному муниципальному округу — 52-му Рыбацкому. Так что, не верьте глазам своим... Или верьте, и считайте, что вы в пригороде, ибо реку мы пересекать в этот раз не будем. Кстати, классическая бетонная стела начала 1970-х гг. с надписью "Ленинград" стояла на шоссе примерно в полутора километрах восточнее, у теперешней АЗС "ПТК".

Итак, экскурс в Усть-Славянку мы завершили, засим возвращаемся в Металлострой по шоссе, которое здесь называется Советским проспектом...
  • Вложение: IMG_3692_small.jpg
    (Размер: 122.03KB, Загружено 10564 раза)
  • Вложение: IMG_6758_small.jpg
    (Размер: 99.32KB, Загружено 8151 раз)
  • Вложение: IMG_6762_small.jpg
    (Размер: 108.29KB, Загружено 8021 раз)
  • Вложение: IMG_6765_small.jpg
    (Размер: 125.85KB, Загружено 7926 раз)
  • Вложение: IMG_6769_small.jpg
    (Размер: 119.67KB, Загружено 7811 раз)
  • Вложение: IMG_6767_small.jpg
    (Размер: 115.32KB, Загружено 7716 раз)
  • Вложение: IMG_6768_small.jpg
    (Размер: 122.14KB, Загружено 7679 раз)
  • Вложение: IMG_6774_small.jpg
    (Размер: 116.63KB, Загружено 7640 раз)
  • Вложение: IMG_6775_small.jpg
    (Размер: 88.29KB, Загружено 7797 раз)
  • Вложение: IMG_6766_small.jpg
    (Размер: 116.28KB, Загружено 7875 раз)

[Обновления: чт, 09 сентября 2010 02:05]

Известить модератора

Re: Велопробег по Шлиссельбургскому шоссе (от Усть-Славянки до Саперного) и его окрестностям [сообщение #103021 является ответом на сообщение #103019] чт, 09 сентября 2010 03:57 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
Леонид Харитонов
При въезде в поселок со стороны Озерков стоит табличка "Усть-Ижора", что есть яркий пример полуправды, поскольку Усть-Ижора начнется слева от шоссе, а справа будет Металлострой. В довершении путаницы, на 22-м километре шоссе, уже Петрозаводского, слева от него, то есть, в Усть-Ижоре, находится Металлостроевское воинское кладбище:









Всего здесь похоронен 181 человек, но несколько гранитных памятников такого рода:



наводят на нехорошую мысль, что они просто украдены с каких-нибудь заброшенных могил старого местного кладбища.

Если проехать еще сто метров по шоссе и свернуть направо на Центральную улицу (аллею), то попадешь как раз на площадь, где стоит краса и гордость металлостроевцев — Дом культуры имени В. Маяковского:



Эта часть поселка считается "старой", то есть построена в 1950-е годы. Не помню, говорил я или нет во время прошлых путешествий по Шлиссельбургскому шоссе, но почти все памятники "сталинского ампира", как дома культуры, так, в особенности, и жилые постройки в этих местах построены пленными немцами на месте развалин, оставленных их товарищами по оружию. Между прочим, на заднем дворе этого дома культуры в атласе был помечен еще один памятник, оказавшийся заброшенным фонтаном, а рядом — пара беседок в том же состоянии:





Вот, не удержался, и утянул с сайта http://www.metallostroy.ru еще одну картинку гостиницы "Ижора", что по Железнодорожной улице:



Люблю я такие вот тихие поселки с зелеными улицами и невысокими старыми домиками! Что-то в них есть такое душевное.

За улицей Плановой поселок Усть-Ижора располагается уже по обе стороны от шоссе, что заметно по смене архитектуры с кирпичной многоэтажной на деревянную одноэтажную. Прежде чем посмотреть на само устье реки, мы свернем вправо, по ближайшей к мосту улице, Верхне-Ижорской (Нижне-Ижорская проходит уже под мостом). Она выведет к поселковому кладбищу, считающемуся новым, так как старое располагалось у Александро-Невской церкви. Мощеная бетонными плитами дорожка от главных ворот приводит к большому воинскому братскому захоронению почти на 1400 человек:




(таких плит с именами — 28)

Центральная скульптура композиции очень нетрадиционна:



В моем определении — Сраженный солдат.

По той же Верхне-Ижорской улице вернемся к шоссе, пересечем его и вскоре окажемся у церкви. Но чтобы не разрывать впечатления от разных исторических эпох, сначала зайдем за церковную ограду. Здесь когда-то было старое Усть-Ижорское кладбище, от которого мало что осталось. И здесь же в уголке скромно поместилась еще одна братская могила времен Великой Отечественной войны поменьше — стела и четыре плиты с именами:





Re: Велопробег по Шлиссельбургскому шоссе (от Усть-Славянки до Саперного) и его окрестностям [сообщение #103022 является ответом на сообщение #103019] чт, 09 сентября 2010 05:01 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
Леонид Харитонов
Затем нам останется перенестись при посредстве воображаемой машины времени в XIII век. Кому это сходу трудно, рекомендую почитать какую-нибудь современную книжку про Невскую битву 1240 года, например "Северных крестоносцев" Хрусталева, ибо от рассказа об этом событии я, конечно, избавлю всех остальных, кто и так знает. Замечу лишь, что именование реки Ижоры в рассказе об этой битве — первое ее письменное упоминание. Разъяснения историка И. П. Шаскольского, что шведское войско возглавлял не Биргер, который тогда не был ярлом, а его двоюродный брат Ульф Фасси, я надеюсь, тоже все слышали. Не все, но, надеюсь, многие знают, что в самом устье Ижоры, на левом ее берегу красуется храм Св. Александра Невского, построенный в 1799 году (колокольня пристроена в 1836 году), а также в 1990-е годы устроена смотровая площадка с памятником этому князю:







За церковной оградой — памятник-часовня:



с цитатой, приписываемой Александру Ярославичу: "Не в силе Бог, а в правде!"

Местный музейчик постепенно разросся до того, что раньше называли историко-архитектурным музеем-заповедником. Вот как выглядят его теперешние владения:





Как видим, в охранную зону попадают и бичевник вдоль Ижоры, который использовали для подъема к Ижорским заводам груженых барж, и булыжное покрытие на старом Шлиссельбургском тракте (ему — отдельное спасибо от моего велосипеда!) и даже археологически выявленные поселения XIV века. Правда указанный в объявлении URL-адрес музея оказался мертвым, поэтому, на всякий случай, переписываю сюда этот документ: часы работы с 10 до 16 без обеда и выходных, стоимость билета от 60 до 100 рублей в зависимости от экскурсий, телефон (812) 462-41-53. Его официальное название — Музей "Александр Невский и Невская битва. 1240 год".

От церкви на противоположный берег, где якобы и происходила сама битва, ведет пешеходный мостик, возле которого стоят гражданские постройки Усть-Ижоры XIX века — бывшие волостная управа, ямская станция и чайная-постоялый двор:





Помимо Пеллинской почтовой станции, эти постройки в устье Ижоры — почти все, что осталось от старого Шлиссельбургского тракта. А красно-кирпичное здание волостной управы, надо полагать, и занимает нынешняя администрация поселка. Идущих же ко власти осеняет своим взглядом вездесущий Петр I:



(По-моему, с петрограндизмом у нас нынче такой же перебор, что недавно с ленинианой.)

Именно на этот берег с шоссе по хорошему, нет, даже отличному асфальту и возят туристов на автобусах. До церкви они добираются пешком через мост. (А я-то по наивности думал, что их — по булыжничку, по булыжничку на том берегу!) Немного выше по течению на берегу реки стоит памятный знак, посвященный собственно Невской битве:



Надпись: "Здесь 15 июля 1240 года произошла битва, в которой русское воинство Александра Невского наголову разбила превосходящие силы врагов, вторгшихся на территорию нашей Родины. Установлено в связи с 250-летием Ленинграда. От военной общественности города". То есть, в 1953 году. Насчет превосходящих сил противника — это, скажем так, вольная интерпретация летописи. И, кстати, что именно установлено?
  • Вложение: IMG_3773_small.jpg
    (Размер: 106.32KB, Загружено 7311 раз)
  • Вложение: IMG_3759_small.jpg
    (Размер: 100.92KB, Загружено 7059 раз)
  • Вложение: IMG_3761_small.jpg
    (Размер: 130.35KB, Загружено 7130 раз)
  • Вложение: IMG_3766_small.jpg
    (Размер: 127.86KB, Загружено 7124 раза)
  • Вложение: IMG_3764_small.jpg
    (Размер: 116.25KB, Загружено 8341 раз)
  • Вложение: IMG_3765_small.jpg
    (Размер: 122.84KB, Загружено 7170 раз)
  • Вложение: IMG_3775_small.jpg
    (Размер: 130.86KB, Загружено 7150 раз)
  • Вложение: IMG_3777_small.jpg
    (Размер: 107.41KB, Загружено 7271 раз)
  • Вложение: IMG_3776_small.jpg
    (Размер: 101.93KB, Загружено 6960 раз)
  • Вложение: IMG_3780_small.jpg
    (Размер: 105.10KB, Загружено 7031 раз)
Re: Велопробег по Шлиссельбургскому шоссе (от Усть-Славянки до Саперного) и его окрестностям [сообщение #103024 является ответом на сообщение #103019] чт, 09 сентября 2010 09:34 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
Леонид Харитонов
От самого поля битвы, если она вообще была именно здесь, не осталось ничего — оно давно уже застроено "частным сектором". Небольшой незастроенный участок остался на месте земляной фортеции, устроенной нашими в Северную войну, видимо, из опасения, что какой-нибудь Любеккер двинется на Петербург этим берегом Невы. Рядом располагалась одна из загородных резиденций светлейшего князя и герцога Ижорского А. Д. Меншикова. И рядом же стоит обелиск работы Антонио Ринальди, поставленный в честь народных ополченцев 1789 года.





Об этой истории, пожалуй, можно рассказать и чуть подробнее, ибо русско-шведская война 1788–1790 гг. менее известна. А ведь Россия за всю историю существования ее регулярного Военно-Морского Флота провела всего три морские войны, притом две успешные, и эта была одна из них! Под морской я разумею такую войну, в которой основные баталии происходят на море или, по крайней мере, от успеха оных в основном и зависит благополучный исход кампании и всей войны, сухопутным же силам отводится роль вспомогательная. Три кампании подряд шведский флот пытался прорваться к Петербургу и высадить армейский десант в его ближайших окрестностях, и три кампании русские моряки отражали эти атаки. Военно-морские действия в финских шхерах породили совершенно новые типы гребных судов, и в их числе — канонерские лодки, изобретенные шведами и с опозданием на год подхваченные строительством в России. Подробнее вы можете прочесть в "Северных войнах" Широкорада, но эти шлюпки, единственной задачей которых было нести огромные для таких суденышек пушки, и вытеснили со шхерных фарватеров старые галеры и прамы с солдатами армейских полков на веслах. Именно на новоманерные канонерки, иолы, шебеки и прочие гребные суда неожиданно потребовалось много людей, и привычные к веслам невские рыбаки из Усть-Ижоры, Рыбацкого и иных деревень предложили стране свои жизни. В память об их подвигах и поставлены эти обелиски.

Засим я покидаю это место, где так странно сплелись три войны, в которых решались исторические судьбы Приневья. Прямая дорога на новое шоссе вдоль берега не очень удобна — лучше проехать Пушкинской улицей, которая начинается прямо посреди валов помянутой фортеции, а затем — улицей Труда съехать к главной дороге. На последней я, однако, не задержался и немедленно свернул направо, на Парковую улицу, которая, по мере приближения к Колпино, меняет имя на Загородную. Во-первых, дорога, местами выходящая на берег Ижоры, живописна сама по себе. Во-вторых, на ней устроено огромное братское кладбище — мемориальный комплекс "Балканы", названный так по имени здешнего микрорайона, точнее поселка, в черте города Колпино. Здесь, в ближайших тылах 55-й армии, захоронено около 2600 человек. Портал выглядит так:







Надписи (мелко): "Офицерам, сержантам и солдатам 13, 43, 45, 46, 56, 58, 70, 72, 85, 90, 125, 131, 231, 224, 268, 291, 376 стрелковых дивизий" и "Офицерам, сержантам и солдатам 72 отдельного Краснознаменного Ижорского батальона". А вот сами могилы:





Таких плит, заполненных именами со всех четырех сторон — шесть.



Красивое широкое место на высоком берегу реки, не зажатое между домами и разными хозяйственными строениями.

Отсюда я надумал выехать на Лагерное шоссе, не заезжая в Колпино, для чего тут же, у кладбища, свернул на восток по дороге, именовавшейся Первой, — и быстро об этом пожалел. Нет, здесь пройдет любая машина, но грунтовое покрытие, местами обнаженное почти до гравия, — не для удовольствия велосипедиста. Впрочем, от моста через Малую Ижорку начинается нормальный асфальт. Именно Малую, а не Большую, как подписано на Яндекс-карте, ибо Большая Ижорка начинается ниже: от слияния Малой Ижорки и ручья Большой Ижорец. На Лагерном шоссе я вскоре свернул на Понтонную улицу. Это такая прямая, как просека, дорога в юго-восточном направлении. На большем своем протяжении она являет собой земной рай для велосипедиста — хороший асфальт, почти нет машин, без горок и лощин, с приятным открытым пейзажем. Солнце светит, птички поют. Езжай себе и радуйся! К сожалению, незадолго перед лесом она вдруг стала ребристым, как стиральная доска, грейдером, а в лесу — уже сильно разбитым грейдером, так что оставшиеся до левой развилки километр с лишним я преодолел уже безо всякого удовольствия. И не мудрено — дорога прямо уходит на глиняные карьеры, а влево — к полигону химических отходов "Красный Бор". Мне нужно было как раз в направлении полигона, так как в атласе примерно 1,3 км от развилки у дороги значился какой-то памятник. От развилки же, как выяснилось на месте, начиналась и территория полигона. У рогатки никого не было, а надпись гласила, что "вьезд на личном автотранспорте запрещен". Подумав немного, я решил, что велосипед — это не автотранспорт, и направился по дороге. Примерно полчаса поиска памятника ничего не дали кроме уверенности, что его здесь нет. Пока я ходил взад-вперед по дороге, с одной из проезжающих мимо машин (они, хоть и редко, но появляются здесь), видимо, меня заметили и дали знать охране. Охрана, почему-то направилась не ко мне, а к рогатке, где и стала меня ждать. Ну и я, тем временем, поехал в том же направлении, отчаявшись что-либо найти. Когда меня остановили на выезде, я почему-то даже не начал пугаться. Просто извинился, что немного заехал на их территорию, объяснил, почему, показал атлас, сказал, что во время войны прямо здесь была линия фронта, так что появление военных артефактов вполне естественно: вот их-то я и ищу. Охранник оказался товарищем понимающим, да и я, надеюсь, не похожу на зловредного журналиста. Словом, он объяснил, что в означенном месте памятника нет, но есть один сюда поближе и, видимо, картографы напутали. А памятник не времен Великой Отечественной войны, а наших дней, ибо здесь подорвались саперы из МСЧ. Это ведомство соорудило памятник и ухаживает за ним. Я спросил, где, и получил ответ, что за пятым, кажется, столбом — в лес налево по выкошенной лесной дорожке. Испросив разрешение снять, я направился туда, а стража — восвояси, так что разошлись мы самым благожелательным образом. Кстати, охранник был русский, что в наше время встречается все реже. Куда менее благожелательными оказались комары и прочие зловредные и притом очень голодные кровососущие твари, коих тут тучи. А я, как назло, запамятовал взять с собой репеллент! Памятник нашелся в указанном месте. Вот он:





Майор и молодые ребята... Там еще подпись была на камне: "...Сапёр — солдат не ради славы, а ради жизни на земле".

Да... Возвращался я той же прямой дорогой. В поле она пересекла сначала 2-й, а затем и 1-й противотанковый рвы, известные тяжелыми боями в конце осени 1941 года. Вдоль этих рвов в лес шли грунтовые дороги, и там, конечно, стоит побродить и посмотреть повнимательнее, но с велосипеда немного увидишь. Так что — после и пешком. Итак, вернулся я на Лагерное шоссе, а по нему свернул на север. За переездом оно выходит на перекресток с Шлиссельбургским (новым) шоссе, именуемый в народе Корчминским в честь бывшей деревни Корчмино, что на невском берегу. Туда-то я и направляюсь. Главное украшение перекрестка — пост ГАИ, на сей раз действующий. Западнее высятся жилые многоэтажки Понтонного, а восточнее — дачная застройка Саперного. В общем-то, все эти названия восходят к началу XVIII века, когда в 1712 году по указу Петра I восточнее деревни Вознесенской (Корчмино) была расквартирована первая в России понтонная рота в количестве 36 человек, на вооружении которой находились жестяные понтоны голландского типа. Корчмино же, в свою очередь, названо по имени первого после освобождения владельца — сержанта бомбардирской роты Л.-Гв. Преображенского полка Василия Дмитриевича Корчмина. Не буду за Википедию пересказывать всех дел этого русского Леонардо да Винчи, читайте сами. Лично я обратил внимание даже не на их количество и не на энергию этого человека, а на величайшее разнообразие знаний и интересов. И, конечно, если кто не знает, Василий Корчмин — один из легендарных претендентов на роль предка-эпонима Васильевского острова в Петербурге, так что именно он запечатлен на памятнике на 7-й линии В. О. Петр I пожаловал Вознесенскую Корчмину в том же 1712-м году. Правда, тут у меня были некоторые сомнения топоэтимологического характера. Вообще говоря, в старину местность между устьями Ижоры и Тосны по левому берегу была самой гиблой и болотистой на Неве, не считая, разве что, дельты. Соотвественно, промеж Усть-Ижорой и Усть-Тосной было только одно относительно высокое местечко на берегу, где могла бы разместиться деревня. Это и есть Корчмино. Но еще в Писцовой книге 1500 г. тут упоминается деревенька Карино, превратившаяся у шведов почему-то в Ускину, а также Вариска, то есть Воронья, по-карельски. Вот созвучие Карино–Корчмино и породило эти сомнения, не дал ли Петр своему сподвижнику деревеньку, созвучную с его фамилией. Юморист он, ведь, был, Петр-то! Так или иначе, но Корчмино, известное также как Вознесенское, — по местной церкви, естественно, — упоминается и в связи с Екатериной II. Говорят, императрица углядела из окон строившейся резиденции в Пелле усадьбу Вознесенскую и наказала местному помещику, графу Шереметеву построить у себя "что-нибудь такое для вида Пеллы". Николай Петрович Шереметев заказал проект новой усадьбы тому же архитектору И. Е. Старову, но неожиданная остановка строительства в Пелле прекратило и этот проект, так что еще одним красивым местом на берегу Невы стало меньше. В 1880-е годы имение было продано в казну, которая еще в 1867 году развернула к востоку от Вознесенского–Корчмина лагерь для саперных и инженерных войск. Откуда и пошли названия Лагерного шоссе и поселка Саперный. Между прочим, саперы эти для своих учений использовали Неву, строя через нее понтонные мосты. Вот фотография этого моста в Саперном, устроенного по случаю маневров, приуроченных к посещению Е.И.В. Николая II, фотограф К. Булла, 1895 г.:



(Взята с краеведческого раздела сайта Понтонного: http://pontonniy.ucoz.ru/publ/8-1-0-31 )

К западу от Саперного между 1906 и 1912 гг. возник поселок Понтонный, как рабочее поселение при вновь учрежденной Усть-Ижорской верфи. Таким образом, бедное Корчмино оказалось зажатым между двумя крупными поселками, которые, в итоге, его и "слопали". Теперешняя граница между поселками делит территорию древней деревни почти пополам. Вот только название перекрестка осталось от нее, да название воинского кладбища. Ах, да, кладбище! Заговорился я с этой историей! Я-то как раз и направлялся в место, которое называется Воинское мемориальное захоронение "Корчмино". Находится оно на упомянутом возвышенном местечке на берегу Невы, формально на территории теперешнего Саперного:







— это 8 центральных плит с невечным вечным огнем в центре. По краям — еще братские могилы и пара таких обелисков:





Здесь же следы недавних майских захоронений:



Последние навели меня на мысль, что как-то в Колпине или его окрестностях я не видел иных свежих могил, кроме как здесь, да в Красном Бору. Получается, что останки солдат, найденных в районе боев за 2-й противотанковый ров, подхоранивают именно сюда, а не в Колпино? Над братской могилой, в которой захоронено 1400 человек, шефствует Средне-Невский ССЗ.

Со смотровой площадки открывается широкая панорама Невы. Ах, вот каким образом Екатерина II ухитрилась из своей Пеллы разглядеть эту мызу!



По старой Шлиссельбургской дороге, которая в этом месте как раз и называется Шлиссельбургским шоссе, выезжаю на улицу Судостроителей. Это уже Понтонный. По левую руку от улицы есть еще одна военное захоронение поменьше — это братское кладбище воинов 86, 125 и 268 стрелковых дивизий:





Надпись: "Вечная слава воинам Советской армии, павшим в боях за свободу и независимость нашей Родины. 1941–1945". А вот колонна, кажется, "не родная".

В Понтонном с 1912 г. находится Усть-Ижорская верфь, основанная первоначально как отделение Петербургского Металлического завода. Название было выбрано не очень удачно, ибо верфь находится вовсе не в устье Ижоры, и даже не в Усть-Ижоре. Нынешнее — Средне-Невский завод — гораздо лучше. До революции здесь построили восемь эсминцев —знаменитых "новиков" в 1350 т водоизмещения, т. е. это была весьма солидная верфь. В 1930-е годы ССЗ № 363 специализировался на постройке тральщиков, хотя бронекатера он тоже строил. Во время блокады рабочие строили баржи-"блокадки" для Дороги жизни. После войны завод — ведущее советское предприятие по выпуску кораблей трального флота, коих была построена не одна сотня. Другие военные корабли, например, ракетные катера, здесь тоже спускали на воду. Сегодня вот тоже потихоньку строят современные тральщики. Словом, это заслуженный судостроительный завод, оставивший яркий след в создании нашего Военно-Морского Флота.

Ну а я потихоньку приближаюсь к конечному пункту своего путешествия. Хотел я еще заехать и сфотографировать братскую могилу на территории бывшего завода "Ленспиртстрой" на восточной окраине Саперного. Завод находился в двух километрах за 2-м противотанковым рвом, к которому удалось прорваться немцам. 1 сентября 4-я дивизия народного ополчения отбросила их от рва к Усть-Тосно, освободив соседнюю деревню Новая. Так что завод находился почти на линии фронта, его огромный разрушенный корпус после войны не восстанавливали, так как он до недавнего времени служил съемочной площадкой для "Ленфильма". Эти развалины и сейчас видны с шоссе. Организационно территория бывшего завода после войны принадлежала и принадлежит в/ч 20570 — 18-му арсеналу. А где в/ч, там КПП. Пункт оказался наглухо закрыт, достучаться ни до кого я не смог, и уехал ни с чем. Хотя мероприятия у этой могилы, конечно, проводятся. По крайней мере, 7 мая сего года здесь был митинг и возложение венков. Выкладываю фотографию, взятую с учетной карточки Колпинского райвоенкомата, 2001 г., ОБД "Мемориал":



К счастью для краеведов, нашлись люди менее законопослушные, которые проникли на территорию почти совсем заброшенной в/ч 20570 и опубликовали свои снимки здесь и здесь.

За "Ленспиртстроем", ближе к Тосне после войны был построен большой мебельный комбинат, ныне развалившийся. Если проехать мимо его строений, то попадаешь в единственный (до Анненского) на Шлиссельбургском шоссе участок вне населенных пунктов — огромную территорию заросших болот. В одном месте она разрывается широкой просекой на месте 2-го рва. Там, где этот ров выходит к Неве, находилась деревня Новая, которая в XVIII веке принадлежала тем же графам Шереметевым. Это место было ареной боев не только Великой Отечественной, но и Великой Северной войны. Именно здесь 29 августа 1708 года шведский генерал-майор Г. Любеккер сумел обманным маневром отвлечь генерал-адмирала графа Ф. М. Апраксина и форсировать Неву. Точнее, переправиться на плотах и понтонах удалось шведскому авангарду под началом полковника Г. Хастфера, который закрепился на южном берегу, устроил здесь 8-орудийную батарею, т. е. использовал почти все пушки, какие были у шведского генерала. Затем переправился и весь прочий шведский корпус. Можно только гадать, каким образом Федор Матвеевич Апраксин (кстати, родной брат воеводы Петра Апраксина, одержавшего в этих местах победу над шведами в 1702 году) ухитрился при 18-тысячном войске, значительной артиллерии и даже гребной флотилией бригантин гребного контр-адмирала графа И. Ф. Боциса, которые вооружались обычно мелкокалиберной 3-фунтовой артиллерией, проворонить переправу 10,5-тысячного шведского корпуса при 10 пушках и без какой-либо поддержки с воды. Сие весьма нелицеприятное для русского воинства событие иногда именуют боем при реке Тосне 29 августа (9 сентября) 1702 г.. Этот Генрик Хастфер построил на берегу Невы фортецию типа штерн-шанца, который еще можно явно заметить на Академической карте 1745 года. Впрочем, шведы в этом шанце пробыли совсем недолго, около недели, и быстро ушли ввиду недостатка провианта. Место интересно уже тем, что здесь сейчас пока еще пустое поле и, при желании, можно взять лопату и идти копать с шансом найти какой-нибудь артефакт типа шведского шанцевого инструмента. Правда, впоследствии все укрепления были выровнены под поля упомянутой деревни Новая.

Тем самым, мы подошли к Усть-Тосно, то есть к месту, с которого начали путешествие во время прошлой поездки по Шлиссельбургскому шоссе. Между прочим, здесь же проходит и административная граница Петербурга, так как Саперный — это еще Колпинский район города, а Усть-Тосно (Отрадное) — уже Кировский район области. Из местных достопримечательностей стоит назвать грядущий памятник на шоссе при подъезде к Усть-Тосно. По идее, это должен быть танк. Однако его установка планировалась городским правительством еще к 60-летию Победы, но пошло уже 65-летие, а танка нет, как нет. Поставят — сфотографирую и вас об этом извещу.

На этом цикл путешествий по Шлиссельбургскому шоссе я считаю, в общих чертах, законченным, так как в разное время была осмотрена территория от реки Славянки до Шлиссельбурга. Определенным долгом могло бы остаться Рыбацкое, но его уже за меня описали и не один раз. От себя бы добавил историю с появлением самолета Ту-134 на полигоне Учебного центра ГУ МЧС в этом самом Рыбацком.
  • Вложение: IMG_3778_small.jpg
    (Размер: 100.40KB, Загружено 7033 раза)
  • Вложение: IMG_3779_small.jpg
    (Размер: 129.82KB, Загружено 7033 раза)
  • Вложение: IMG_3835_small.jpg
    (Размер: 117.43KB, Загружено 7076 раз)
  • Вложение: IMG_3836_small.jpg
    (Размер: 100.02KB, Загружено 7001 раз)
  • Вложение: most.jpg
    (Размер: 128.76KB, Загружено 7337 раз)
  • Вложение: IMG_3850_small.jpg
    (Размер: 90.00KB, Загружено 7015 раз)
Re: Велопробег по Шлиссельбургскому шоссе (от Усть-Славянки до Саперного) и его окрестностям [сообщение #103029 является ответом на сообщение #103024] чт, 09 сентября 2010 12:20 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
Михаил_К
<<Из местных достопримечательностей стоит назвать грядущий памятник на шоссе при подъезде к Усть-Тосно.>>

Это который сейчас валун? На нем про танк вроде ничего не написано.


В Понтонном стоило еще перебраться на другую сторону железной дороги.

1. Улица имени героя - Александра Товпеко. Еще улица интересна тем, что у нее нет четной и нечетной сторон - все дома идут по одной стороне и подряд. Памятная доска летом была.

2. Непостроенный музей трудовой и боевой славы. Здание строилось в виде взрыва, но пришла перестройка и оказалось заброшеным. Потом оно оказалось у представителей нетрадиционного вероисповедования. Сейчас у местных жителей иногда проходит под названием "три члена". Вид с некоторых ракурсов, действительно, очень неприличный

[Обновления: чт, 09 сентября 2010 12:20]

Известить модератора

Re: Велопробег по Шлиссельбургскому шоссе (от Усть-Славянки до Саперного) и его окрестностям [сообщение #103045 является ответом на сообщение #103029] чт, 09 сентября 2010 19:11 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
Леонид Харитонов
Нет предела краеведческому совершенству! И это замечательно!

Михаил_К писал(а) чт, 09 сентября 2010 12:20

Это который сейчас валун? На нем про танк вроде ничего не написано.

Написано в
РАСПОРЯЖЕНИЕ АДМИНИСТРАЦИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ОТ 22.08.2002 N 1557-РА ОБ УСТАНОВКЕ В ПОСЕЛКЕ САПЕРНЫЙ ПАМЯТНОГО ЗНАКА-ТАНКА В ЧЕСТЬ 60-ЛЕТИЯ СО ДНЯ ПРОВЕДЕНИЯ УСТЬ-ТОСНЕНСКОЙ ОПЕРАЦИИ ПО ПРОРЫВУ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА

...В целях осуществления патриотического воспитания и в связи с 60-летием со дня проведения Ленинградским фронтом Усть-Тосненской операции по прорыву блокады Ленинграда: 1. Установить в поселке Саперный на обочине Петрозаводского шоссе напротив бывшего завода "Ленспиртстрой" памятный знак - танк в честь 60-летия со дня проведения Усть-Тосненской операции по прорыву блокады Ленинграда (далее - памятный знак-танк). 2. Комитету по градостроительству и архитектуре: 2.1. Рассмотреть до 25.08.2002 на Градостроительном совете Санкт-Петербурга проект создания памятного знака-танка... 5. Контроль за выполнением распоряжения возложить на вице-губернатора Санкт-Петербурга Шитарева В.И. [Подписано] Губернатор Санкт-Петербурга В.А.Яковлев

Полный текст здесь. Спасибо В. И. Шитареву за памятник-танк к 60-летию Победы! На знаке тоже написано: http://unwd.narod.ru/lo/saperniy/002.jpg

Михаил_К писал(а) чт, 09 сентября 2010 12:20

1. Улица имени героя - Александра Товпеко. Еще улица интересна тем, что у нее нет четной и нечетной сторон - все дома идут по одной стороне и подряд.
Точнее, четные по линии улицы, нечетные — во дворе. Александр Толпеко (Товпеко) — Герой Советского Союза, местный рабочий. А еще краеведы упоминают эту улицу в связи с тем, что по адресу Товпеко, 8, стоит первый каменный дом в Понтонном, 1906 года постройки. Вот его фотография: http://www.panoramio.com/photo/15722586

Михаил_К писал(а) чт, 09 сентября 2010 12:20

Непостроенный музей трудовой и боевой славы. Здание строилось в виде взрыва, но пришла перестройка и оказалось заброшеным.
Кстати, музей Средне-Невского судостроительного завода существует. Представляет историю судостроения на Усть-Ижорской верфи (Средне-Невском ССЗ) с 1912 г. в фотографиях и моделях кораблей и катеров (ок. 15 ед.) Расположен в помещении ок. 80 кв. м., (812) 462-75-71, 462-66-05; факс: (812) 462-50-38.

Да, и еще. Забыл сделать ссылку на одно любопытное исследование колпинских противотанковых рвов: http://front-line.jino-net.ru/researches/antitank.html и прогулки по ним: http://unwd.narod.ru/lo/saperniy/saperniy.html , http://unwd.narod.ru/lo/telmana/telmana.html , http://unwd.narod.ru/lo/kolpino/kolpino.html , http://unwd.narod.ru/lo/yam-izhora/yam-izhora.html

[Обновления: чт, 09 сентября 2010 19:26]

Известить модератора

Re: Велопробег по Шлиссельбургскому шоссе (от Усть-Славянки до Саперного) и его окрестностям [сообщение #103073 является ответом на сообщение #103045] пт, 10 сентября 2010 12:14 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
Михаил_К
Леонид Харитонов писал(а) чт, 09 сентября 2010 19:11

На знаке тоже написано:


Да, давненько там был, запамятовал


А в Понтонном на Товпеко ТРИ кирпичных здания, времени создания поселка. Кроме этого красивого дома, ныне жилого, есть еще баня и нынешняя поликлинника. Но они не так хорошо смотряться, поэтому стараются этот дом больше показывать. Хотя местные говорят, что самой первой была все-таки баня.
Кстати, между этим домом и баней у администрации поселка стоит памятный знак в честь 100-летия поселка.

Музей с ныне религиозными функциями строил не СНССЗ, а фанерный комбинат. Вообще, ИМХО, в поселке значение фанерного комбината ощущается гораздо сильнее, чем судостроительного завода.
Re: Велопробег по Шлиссельбургскому шоссе (от Усть-Славянки до Саперного) и его окрестностям [сообщение #103106 является ответом на сообщение #103022] сб, 11 сентября 2010 11:12 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
n-kir
Здание поселковой администрации - это бывший особняк Захаровых, владельцев кирпичного завода.
Re: Велопробег по Шлиссельбургскому шоссе (от Усть-Славянки до Саперного) и его окрестностям [сообщение #103307 является ответом на сообщение #103029] чт, 16 сентября 2010 12:48 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
Леонид Харитонов
Михаил_К писал(а) чт, 09 сентября 2010 12:20

В Понтонном стоило еще перебраться на другую сторону железной дороги.
Последовав хорошему совету, я дополнил эту поездку несколькими снимками залинейной части Понтонного.

Маршрут изображен на той же карте зеленой линией.

Однако прежде, чем перебраться через железную дорогу, я нашел мемориальную доску в честь заслуженного кораблестроителя Василия Евгеньевича Гаевского (ул. Южная, дом 12):



Его упоминает в своих мемуарах командующий Ладожской военной флотилией в годы войны контр-адмирал В. С. Чероков. На доске — силуэт морского тральщика проекта 266М.

Напротив станции — пара красивых домов и зеленая Заводская улица, ведущая к проходной Средне-Невского судостроительного завода. На снимке трудящиеся идут от проходной завода по окончании рабочего дня (было 5 часов):





По южную сторону дороги находится большой поселок. На доме № 18 по улице А. Товпеко висит мемориальная доска в честь этого Героя Советского Союза.



Улица Товпеко вообще — главная и, пожалуй, самая красивая улица поселка. Вот также фотографии упоминавшихся зданий поликлиники № 73 (Товпеко, 17), бань (Товпеко, 12) и дома заводчиков Захаровых (ныне здание администрации поселка, Товпеко, 10):







Напротив железнодорожной платформы стоит, наверное, самое красивое здание поселка (ул. А. Товпеко, 15):



К сожалению, большинство домов сильно обросли деревьями, и сделать их полные снимки трудно или невозможно. Против здания администрации установлена скромная стела в честь 100-летия поселка:



Надпись: "Памятный знак установлен в ознаменование 100-летия рабочего поселка Понтонный. Июль 2006 года" и силуэт морского тральщика проекта 266. А вот и известный у местных краеведов дом 1906-го года по адресу Товпеко, 8:

  • Вложение: IMG_6830_small.jpg
    (Размер: 108.44KB, Загружено 7000 раз)
  • Вложение: IMG_6859_small.jpg
    (Размер: 119.28KB, Загружено 6781 раз)
  • Вложение: IMG_6857_small.jpg
    (Размер: 120.98KB, Загружено 6777 раз)
  • Вложение: IMG_6850_small.jpg
    (Размер: 110.97KB, Загружено 6713 раз)
  • Вложение: IMG_6849_small.jpg
    (Размер: 127.91KB, Загружено 6813 раз)
  • Вложение: IMG_6847_small.jpg
    (Размер: 132.36KB, Загружено 6766 раз)
  • Вложение: IMG_6846_small.jpg
    (Размер: 124.10KB, Загружено 6665 раз)
  • Вложение: IMG_6848_small.jpg
    (Размер: 114.93KB, Загружено 6698 раз)
  • Вложение: IMG_6842_small.jpg
    (Размер: 120.26KB, Загружено 6854 раза)
  • Вложение: IMG_6839_small.jpg
    (Размер: 120.98KB, Загружено 7490 раз)

[Обновления: чт, 16 сентября 2010 12:55]

Известить модератора

Re: Велопробег по Шлиссельбургскому шоссе (от Усть-Славянки до Саперного) и его окрестностям [сообщение #103312 является ответом на сообщение #103307] чт, 16 сентября 2010 13:56 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
Леонид Харитонов


(фасад по ул. Новой и правое крыло).

Попутно я, кстати, проверил возможность объезда Шлиссельбургского шоссе по продолжению Волховстроевской улицы до Лагерного шоссе, и пришел к выводу, что эти полтора километра по худой грунтовке без покрытия — не подарок. Лучше сделать крюк в 5 км по асфальту, свернув с Лагерного шоссе по Первомайской улице с последующим поворотом на ту же Волховстроевскую... По Волховстроевской же я доехал до улицы Фанерной, которая упирается в проходную Усть-Ижорского фанерного комбината. На здании заводоуправления — мемориальная доска в честь трудовых подвигов заводчан:



Недалеко разбит поселковый парк отдыха, в котором находится мемориал в честь погибших во время войны рабочих комбината и членов их семей. Алые цветы, имитирующие вечный огонь, смотрятся куда лучше, чем потушенный вечный огонь, который так часто ныне видишь.





Надписи: "9 мая 1970 года (на обратной стороне камня)" и "Вспомним их поименно, // Горем вспомним своим. // Это нужно не мертвым, // Это нужно живым". На плитах — 128 (!) имен мужчин, женщин и детей.

На возвратном пути домой я попал в одно удивительное место. Решил проверить объезд нового Шлиссельбургского шоссе по старому шоссе, вдоль Невы от устья Ижоры до устья Славянки. Но нашел намного больше, чем искал. Прежде всего, старый Шлиссельбургский тракт — просто красивая дорога вдоль берега Невы. Почти на всем протяжении мощена булыжником, местами достаточно плоским, напоминающим брусчатку. Южная сторона застроена каменными и деревянными домами XIX и XX в. с вкраплениями века XXI. Каменных домов около дюжины, некоторые построены в 1830-е – 1840-е гг. что узнается по стилю эклектики, некоторые — в конце XIX – начале XX в. (стиль "кирпичный модерн").

Вот две перспективы улицы от дома № 195 и от дома № 155:





На первом снимке, на втором плане — пара жилых жомов 1840-х годов, а за ними — здания бывших начальных училищ (1873 г.). На втором снимке на переднем плане — здание Почтового двора, (1830-40-е гг. с позднейшей перестройкой), которое и ныне служит Почтовому ведомству. К сожалению, многие каменные здания просто заброшены. Среди деревянных попадаются красивые двухэтажные особняки конца XIX века с мезонинами, принадлежавшие, очевидно, зажиточным купцам:



Много обычных деревянных усадебных домов середины XX века. Встречаются и современные дачи, в том числе и "новых русских". Некоторые из них до такой степени "новые", что "новее" могут быть разве только дворцы, выстроенные туркмен-баши в Ашхабаде. (Сходите-ка, гляньте в Google Earth/Panoramio.) Большинство каменных зданий я подписал на карте.

Совсем недалеко от Александро-Невской церкви, у кирпичного здания бывшей богадельни недавно обустроена такая вот симпатичная смотровая площадка с детским "корабликом":



Словом, несмотря на несколько современных зданий, эта тихая улица еще дышит ароматом старины и, кажется, могла бы служить декорацией для какого-нибудь исторического фильма. Советую в погожий осенний день прогуляться здесь, например, начиная от Александро-Невской церкви и дальше по направлению к городу. Лучше на велосипеде или пешком, чем на машине: такие места не любят спешки.

Уже в Усть-Славянке, почти напротив инфекционной больницы на улице неожиданно возникает шлагбаум. Точное назначение сего сооружения непонятно, так как к нему можно беспрепятственно подъехать с обеих сторон. Охраны нет, можно просто поднять и проехать. Ближе к самому устью Славянки старый Шлиссельбургский тракт носит название Славянской улицы, но он слишком грязный и неухоженный, чтобы его стоило фотографировать. Здесь уже сильно чувствуется обезображивающее влияние городских трущоб, однако сохранилось несколько старинных каменных домов (вторая половины XIX века). Вот, пожалуй, самый красивый, вернее, бывший когда-то красивым (Славянская, 33):



Кстати, именно в Усть-Славянке я с некоторым удивлением (место могло бы быть красивым, но слишком загажено или запущено) встречал много прогуливающихся жителей Рыбацкого: в основном, на Рыбацком мосту, но также и на Советском проспекте (новое шоссе) и на Славянской улице (старое шоссе).

Вот такая поездка.

Пожалуй, забыл еще сказать, что в Понтонном сохранились еще остатки комплекса зданий начала XX века, принадлежавших Саперному лагерю. Это три казармы, два пакгауза и водонапорная башня. Однако все они находятся на закрытой территории в/ч 51522 (96-я инженерная база 2-го разряда) и для нормального осмотра недоступны.
  • Вложение: IMG_6834_small.jpg
    (Размер: 108.06KB, Загружено 6751 раз)
  • Вложение: IMG_6851_small.jpg
    (Размер: 98.98KB, Загружено 6701 раз)
  • Вложение: IMG_6852_small.jpg
    (Размер: 123.24KB, Загружено 6840 раз)
  • Вложение: IMG_6853_small.jpg
    (Размер: 101.22KB, Загружено 6859 раз)
  • Вложение: IMG_6862_small.jpg
    (Размер: 109.44KB, Загружено 6720 раз)
  • Вложение: IMG_6863_small.jpg
    (Размер: 132.83KB, Загружено 6753 раза)
  • Вложение: IMG_6866_small.jpg
    (Размер: 107.12KB, Загружено 7144 раза)
  • Вложение: IMG_6860_small.jpg
    (Размер: 120.78KB, Загружено 6731 раз)
  • Вложение: IMG_6867_small.jpg
    (Размер: 110.30KB, Загружено 7003 раза)

[Обновления: чт, 16 сентября 2010 13:57]

Известить модератора

Re: Велопробег по Шлиссельбургскому шоссе (от Усть-Славянки до Саперного) и его окрестностям [сообщение #103332 является ответом на сообщение #103312] пт, 17 сентября 2010 11:21 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
Михаил_К
А чего религиозное здание в Понтонном не показано? Или совсем уж неприлично выглядит?

Набережная в Усть-Ижоре действительно очень хороший набор зданий 19-начала 20-го века. В Понтонном в районе выхода Судостроителей к развилке есть еще пара таких-же зданий, но впечатление, конечно, не такое-же.

Шлагбаум поставили, чтобы через них не объезжали пробки на шоссе в Металлострое. Потом нагородили еще барикад в своих переулках, так что теперь и без шлагбаума через Усть-Ижору не проехать. Будет хороший пожар, так что пожарные машины не проедут, тогда подумают.
Re: Велопробег по Шлиссельбургскому шоссе (от Усть-Славянки до Саперного) и его окрестностям [сообщение #103343 является ответом на сообщение #103332] пт, 17 сентября 2010 20:50 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
Леонид Харитонов
Михаил_К писал(а) пт, 17 сентября 2010 11:21

А чего религиозное здание в Понтонном не показано? Или совсем уж неприлично выглядит?


Нет. Просто не искал, так как не любитель во-первых неприличностей, во-вторых — религиозностей (особенно нетрадиционных).
Re: Велопробег по Шлиссельбургскому шоссе (от Усть-Славянки до Саперного) и его окрестностям [сообщение #107100 является ответом на сообщение #103019] чт, 25 ноября 2010 13:40 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
AllaSlob
Подскажите пожалуйста на ул. Судостроителей п. Понтонный только одно захоронение. Нашла деда погибшего через через ОБД Мемориал, 759 отдельная телеграфно строительная рота Слободкин Александр Константинович. по данным захоронен на улице ул. Судостроителей, но про 759 роту вы не пишете. Может есть какой то другой мемориал на этой улице. Хотелось бы отца привести (старый уже сам), да памятник заказать если разрешат или хотя бы цветы. Мы просто уже ездили на Мемориал "Новая Малукса". отец так надеялся, но....нет там.
Re: Велопробег по Шлиссельбургскому шоссе (от Усть-Славянки до Саперного) и его окрестностям [сообщение #107101 является ответом на сообщение #107100] чт, 25 ноября 2010 14:27 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
Михаил_К
В Понтонном на Судостроителей действительно только одно захоронение. Проходил пешком по этой улице неоднократно, ничего другого не замечал.
Вообще-то в Понтонном главным мемориалом считается Корчмино, там проходят основные мероприятия. А на Судостроителей уже во вторую очередь.
Re: Велопробег по Шлиссельбургскому шоссе (от Усть-Славянки до Саперного) и его окрестностям [сообщение #107246 является ответом на сообщение #103019] пн, 29 ноября 2010 14:54 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
AllaSlob
Спасибо вам огромное.
Значит именно к мемориалу на ул. Судостроителей нужно ехать. Может еще подскажите- можно ли куда то обратиться (в администрацию я имею в виду), что б разрешили установить памятную плиту. Все документы подтверждающие захоронение в архиве общества Мемориал есть.
Re: Велопробег по Шлиссельбургскому шоссе (от Усть-Славянки до Саперного) и его окрестностям [сообщение #107281 является ответом на сообщение #107246] вт, 30 ноября 2010 23:02 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
alexsvar
Обратитесь в районный военкомат. Если я правильно понимаю административную принадлежность - в г.Колпино.

 
Re: Велопробег по Шлиссельбургскому шоссе (от Усть-Славянки до Саперного) и его окрестностям [сообщение #114543 является ответом на сообщение #103024] вс, 24 апреля 2011 21:02 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
Железная Саранча
Леонид Харитонов писал(а) чт, 09 сентября 2010 09:34

Ну а я потихоньку приближаюсь к конечному пункту своего путешествия. Хотел я еще заехать и сфотографировать братскую могилу на территории бывшего завода "Ленспиртстрой" на восточной окраине Саперного. Завод находился в двух километрах за 2-м противотанковым рвом, к которому удалось прорваться немцам. 1 сентября 4-я дивизия народного ополчения отбросила их от рва к Усть-Тосно, освободив соседнюю деревню Новая. Так что завод находился почти на линии фронта, его огромный разрушенный корпус после войны не восстанавливали, так как он до недавнего времени служил съемочной площадкой для "Ленфильма". Эти развалины и сейчас видны с шоссе. Организационно территория бывшего завода после войны принадлежала и принадлежит в/ч 20570 — 18-му арсеналу. А где в/ч, там КПП. Пункт оказался наглухо закрыт, достучаться ни до кого я не смог, и уехал ни с чем. Хотя мероприятия у этой могилы, конечно, проводятся. По крайней мере, 7 мая сего года здесь был митинг и возложение венков. Выкладываю фотографию, взятую с учетной карточки Колпинского райвоенкомата, 2001 г., ОБД "Мемориал":

http://cs5110.vkontakte.ru/u5292878/94997413/x_a353a39c.jpg




Сегодня возвращаясь с дачи в Синявино, решил заскочить в данное место. Территория действительно считается закрытой (с соответствующими угрожающими надписями), но забор оказался настолько ветхим, что найти в нем "щель" шириной в полтора метра оказалось делом времени.

Причем "щель" оказалась как раз напротив памятника. На удивление состояние памятника очень и очень хорошее.

Информация о памятнике в "Книге Памяти":
http://lenww2.ru/index.php/2011-03-10-20-15-00/269.html


























К большому удивлению был обнаружен закладной камень, который как я понимаю совсем недавно находился в совсем другом месте:

http://www.panoramio.com/photo/4366058







В России нет дорог, но кое-где можно проехать... Русские НЕ Здаюца !!!

[Обновления: вс, 24 апреля 2011 21:03]

Известить модератора

Re: Велопробег по Шлиссельбургскому шоссе (от Усть-Славянки до Саперного) и его окрестностям [сообщение #114547 является ответом на сообщение #103019] вс, 24 апреля 2011 22:52 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
Randy
Цитата:

Точнее, четные по линии улицы, нечетные — во дворе.


нет, по улице Александра Товпеко нумерация сплошная. Для Понтонного не редкость - нумерация по Заводской улице тоже "односторонняя".

А вообще отчет чудесный, спасибо!
Re: Велопробег по Шлиссельбургскому шоссе (от Усть-Славянки до Саперного) и его окрестностям [сообщение #114560 является ответом на сообщение #103019] пн, 25 апреля 2011 09:36 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
Randy
еще уточняющий момент - в 1953 году 250-летие Ленинграда не отмечалось, все связанные с этим мероприятия осуществлялись только в 1957 году. Соответственно вряд ли раньше этого года могли что-то поставить "в ознаменование 250-летия".
Re: Велопробег по Шлиссельбургскому шоссе (от Усть-Славянки до Саперного) и его окрестностям [сообщение #114599 является ответом на сообщение #114543] вт, 26 апреля 2011 10:09 Переход к предыдущему сообщенияПереход к предыдущему сообщения
DenLen
Железная Саранча писал(а) вс, 24 апреля 2011 21:02

К большому удивлению был обнаружен закладной камень, который как я понимаю совсем недавно находился в совсем другом месте:

http://www.panoramio.com/photo/4366058








Теперь там заправка "Газпромнефть"
Предыдущая тема: Вниз по Пинеге
Следующая тема: С Валаама на Олонецкий берег
Переход к форуму:
  


Текущее время: ср авг #d 23:52:23 MSK 2018