ОКРЕСТНОСТИ ПЕТЕРБУРГАПутеводители Карты История Фотогалерея    Старая версия сайта
Начало » неГлавный » Экспедиции » Велопробег "Тур де Синявино № 2"
Велопробег "Тур де Синявино № 2" [сообщение #100761] пн, 19 июля 2010 05:48 Переход к следующему сообщения
Леонид Харитонов
Маршрут: деревня Турышкино - Карбусель - Поречье - пл. 63 км - Славянка - пл. Апраксин - пл. Михайловская - пл. Апраксин - пл. Назия - бывшая деревня Апраксин Городок - птицефабрика "Синявинская" - Апраксин Городок - Двор охраны охотхозяйства - бывшая деревня Тортолово (верхнее) - пл. Апраксин - Славянка - Карбусель - Турышкино.
Цель: разведка велосипедных и автомобильных дорог к югу и востоку от зоны Синявинских операций, фотографирование памятников войны.
Средство: велосипед "Салют".
Дата: 6.09.2008 г.
Информационно-картографическое обеспечение: Атлас "Юго-Запад Ленинградской области" (километровка).
Итоговая карта-схема: http://foto.mail.ru/mail/leonidkharitonov/2212/2211.html

Стартовал я снова в Турышкино, и по знакомой дороге добрался до "Каменной горки", о которой уже писал в "Тур де Синявино № 1" ( http://www.forum.aroundspb.ru/index.php?t=msg&th=10306&a mp;a mp;a mp;a mp;goto=100707#msg_100707), где свернул вправо, на полевую дорогу в направлении бывшей деревни Поречье. На сей раз я проехал мимо описанного родника, выехал на Т-образный перекресток грунтовых дорог, и по правой дороге спустился к реке Назии. Здесь есть брод, но он проходим разве только для "Камазов". Кстати, именно через этот брод в сентябре 1941 г. немецкие танки Pz.Kpfw.III вырвались на Хандровские поля, намереваясь перехватить Кировскую железную дорогу. Здесь их встретила и дала встречное танковое сражение какая-то наша отступающая часть. Наши победили! Но поскольку мой "Салют" чуть-чуть тяжелее преодолевает броды, чем танк, я вернулся к описанной ранее переправе по камням у родника, затем по полям без тропинок продирался обратно к тому же броду. На восточном берегу Назии остались несколько нежилых домов Поречья, а к северу от оных некая ферма. От Поречья по военным и довоенным картам вела дорога в сторону Хандрова. Ее-то я и хотел проверить. У "фермеров" я поинтересовался, есть ли дорога в сторону станции Назия, на что глава семейства махнул рукой в поля, предложив следовать колее. От фермы отходили две колеи в траве и я первоначально направился по неверной. Убедившись в полной неработоспособности дедовского компаса времен войны, я вышел на правильную колею. Проехав по полю километра два, убедился что далее езда становится невозможной, если ты не фри-райдер на соответствующем байке, так как колея превращается в еле заметную примятость в буйной полевой траве. В общем, у меня не было сомнений, что ведя велоспед еще километров 7 я вышел бы к железной дороге, а вдоль нее - и к станци Назия, но цель состояла в проверке дороги, и таковая была определена как безусловно непроезжая для велосипеда и легкового автомобиля. Вездеход проедет, но придется испрашивать разрешение у "фермеров" на проезд по их дворам.

Я же вернулся к ферме, чуть севернее которой обнаружился мост через Назию с забором. Поскольку я ехал "из", а не "в", то я просто отпер изнутри калитку и выехал по мосту за пределы фермы. Далее улочками в садоводстве я вернулся на описанную Т-образную развилку, осмотрев по пути местное кладбище, которое расположено чуть ли не на самой высоте "Фигурная". Воинских захоронений там не обнаружилось. От помянутой развилки ведет накатанная дорожка в направлении главной дороги садоводства "Междуречинское", названного так за положение между реками Черная и Назия. Не знал я, что Месопотамия так близко от нашего дома! По оной главной дороге я направился к полотну железной дороги, так как по карте от платформы 63 км на восток была показана худая дорога, и надо было выяснить, какова она на деле. Не доехав квартала до железнодорожного пути, слева я случайно увидел дивизионное кладбище 11 с.д. и одиночное воинское захоронение:



Затем, повернув вдоль чугунки направо, я добрался до платформы 63 км. Прежде всего, убедился в невозможности автомобилю проехать далее на восток, так как путь по мосту через Назию только железнодорожный и пеший. Далее от платформы дороги на восток не было вовсе, если не считать тропинки. Вывод: из района Славянки-Малуксы-Поречья в направлении станции Назия автомобилем или велосипедом не проехать, иначе как объезжая через Гайтолово и Апраксин Городок.

От пл. 63 км до пл. Апраксин местность вся застроена садоводствами, но в них имеется разрыв по долине Черной речки, так что прямой дороги нет. Пришлось возвращаться по главной дороге садоводства к месту, где оная выходит на описанную в предыдущем туре дорогу, проложенную по насыпи недостроенной узкоколейки, а по той — уже к Апраксину. Поскольку автомобильного переезда здесь нет, то я решил выяснить, как сюда попадает автотранспорт, то есть направился в Михайловский, следуя дороге южнее ж/д. Дорога эта — грунтово-гравийная, великим множеством автомобилей доведенная до безобразного состояния, ободрана до "ребер". Иные машины не делали здесь более 10-15 км/ч, так что даже я их частенько обгонял. Западнее Михайловской дорога ныяет под железнодорожный мост, что над речкой Мойкой, и по ту сторону внезапно обретает асфальтовую одежу. Этот приличный асфальт ведет на север, через садоводства, и, после поворота на запад, выводит на "бетонку", иже рекомую А-120. Убедившись в этом, я, напротив, свернул на восток, и по тому же хорошему асфальту, ведущему вдоль северного края садоводств, докатил до места, которое в годы войны называлось поселком 1-м Эстонским, и далее — до станции Апраксин. Однако у Апраксина, как я сказал, переезда для машин нет. Таким образом, основные дороги от района Синявинских операций на юг до долины Мги можно считать проведанными.

В Апраксине я сел на электропоезд, с которого сошел на станции Назия. Не зная о наличии здесь воинских захоронения, я со свистом мимо них промчался на север, по дороге в Путилово. Эта последняя дорога-грейдер, несмотря на вполне приличную основу, явно не справляется со множеством автомобилей садоводов, потому пыльная и ухабистая, однако же без луж и жидкой грязи. Приблизительно в трети пути до Путилово налево уходит асфальтовая дорожка, которая, между прочим, проложена по трассе полотна "Дороги Победы", то есть железной дороги Шлиссельбург-Поляны, выстроенной за три недели после прорыва блокады. Она же — рай для велосипедиста: нормальный асфальт, чистый воздух, красивый пейзаж и почти полное отсутствие автомобилей, так как она ведет "в никуда", а именно к перекрестку с Архангелогородским трактом близ бывшей деревни Крутой Ручей. Ее продолжение за перекресток, ставшее среднего качества грунтовкой, выводит, по словам встречного грибника, на Мурманское шоссе. То есть я и сам это видел по карте, но иное дело карта, иное — действительность. Поверив на слово, что здесь они не расходятся, я свернул налево. Тракт сей асфальтирован, но ныне используется разве что немногочисленными любителями отдохнуть в выходные на бреге быстрой Назии, и, это гороздо хуже! машинами, что возят птичий помет с птицефабрики на поля. О последнем факте свидетельствует запах. За мостом через Назию асфальт кончается. Здесь когда-то была деревня Апраксин Городок, передавшая свое имя соседней железнодорожной станции. От тракта на север отделяется дорога в направлении Мурманского шоссе. Желая разведать выходы, я свернул на нее, и моментально об этом пожалел. БОЛЕЕ ГНУСНОЙ ДОРОГИ Я НИКОГДА НЕ ВИДЕЛ! Она вся после недавних дождей покрыта слоем жидкой грязи толщиной от 5 см и до скольки угодно, если попадется яма. Ухабы из-за грязи видеть невозможно, и есть риск нырнуть туда, сломав себе или велосипеду что-нибудь. Обочины нет и в помине. По дороге с регулярностью 20 минут ездят дерьмовозы с птицефабрики: они-то и распределяют грязь слоем по всей ширине полотна. Вонь соответствующая. Пытаясь не свернуть себе шею и уворачиваясь от грузовиков, я добираюсь до моста через Куликовскую канавку, за которым вправо через красивый сосновый бор ответвляется хорошая грунтовка на север. Если верить карте, она выведет в жилую часть п.г.т. Приладожский, но я не знаю, есть ли там мост через Черную. Таким образом, я продолжаю ехать по грязной дороге, которая в этом месте снова совпадает с трассой "Дороги Победы". За мостом через Черную речку вправо уходит дорога на садоводства, и я не сомневаюсь, что она выведет на Мурманское шоссе, поэтому продолжаю ехать по главной дороге. Через пару километров она упирается в задние ворота птицефабрики "Синявинская". Здесь шлагбаум, охрана и никаких объездов. Тупик. Словом, понятно, что выезжать на Мурманку надо по южной границе садоводств вдоль берега Черной речки. Уяснив это, я возвращаюсь к Апраксину Городку, до которого мы с моим велосипедом добираемся все покрытые толстым слоем понятно как пахнущей грязи.

От Апраксина Городка тракт ведет на запад, затем отделяется в виде грунтовки направо, в Синявинские леса, но главная дорога ведет левее и выводит ко знакомому Двору охраны охотхозяйства ЛООиР. Мне осталось проверить дорогу отсюда до бывшей деревни Тортолово, также помеченную на всех довоенных картах. Вот она-то меня и удивила и вознаградила разом. Я не знаю иных дорог, столь же насыщенных военными памятниками! Последние растут на ней буквально, как грибы после дождя. Справившись у местных жителей, проеду ли я по этой дороге к станции Апраксин, и получив утвердительный ответ сопровожденный предупреждением о плохом состоянии дороги, я направился на юг. Не успел проехать и 100 м, как увидел указатель "Кладбище 372 с.д. (300 м)". Проехав в указанном направлении по колее в лесу 300 метров, а затем еще 300, я ничего надземного не обнаружил. Вернувшись, продолжил путь, и вскоре увидел еще указатель с надписью "Противотанковый рубеж", а рядом — советские надолбы. Далее был указатель "Гать", которая очевидно вела через ботола к бывшей деревне Новая, а от ней к Килози. Впрочем, указатель отражает реальность 1941-43 гг. Ныне туда не то что дороги, тропинки в траве нет. Также по дороге попалось несколько "украшений" в виде надетых на сучья ржавых касок. Качество дороги, и правда, худое. Ее, надо полагать, со времен войны не ремонтировали. Покрытия, отличного от грязи, на ней давно нет, а вот автомобили разбивают регулярно. Результат через год запечатлел Андрей Гудошников, во время нашего велопробега:



Где-то на полпути к Тортолово, может чуть раньше, из заболоченного леса она выниривает на высотку, имя которой — высота 43,5, о чем свидетельствует указатель, поставленный все тем же отрядом "Мемориальная зона" М. Кусаинова. Рядом же табличка "Высота Огурец (520 м)", но тропинки в том направлении нет.



Сейчас на высоте — красивая березовая роща, в которой отдыхаешь душой после мрачных лесных теней, а также братские могилы, обустроенные в знакомом стиле кусаиновцев: красно-золотые звезды. На одной указаны 6 фамилий поименно, под второй и третьей покоятся 36 и 84 безымянных солдат и офицеров:



Немного далее, но уже слева от дороги стоит памятник-штык 310-й Новгородской дивизии, принявшей здесь боевое крещение в 1941-м году:



У южного подножия высоты 43,5 виден памятник 73-й отдельной морской стрелковой бригаде, поставленный клубом "Восток" (здесь быстро учишься определять авторов памятников). На досках перечислены фамилии 66 погибших моряков, а на памятной доске написано, что бригада в конце сентября-начале ноября 1942 г. нанесла удар и удерживала занятые высоты от вражеских атак:



Смысл надписи в том, что в конце сентября 1942 г., в ходе 3-й Синявинской операции, части 8-й и 2-й ударной армии попали в оперативное окружение. Я пишу "оперативное", поскольку сплошную линию немцы в болотах установить не могли. Для прорыва 27.09.1942 г. в бой была введена 73-я о.м.с.бр., которая пробила коридор южнее Гайтолово, и удерживала его до отхода наших частей. Этой же бригаде, между прочим, поставлен самый большой памятник на Синявинском мемориале — "Железная стена".

Рядом с предыдущим памятником, но с другой стороны дороги — остатки советского ЖБОТа, а чуть далее — еще одна братская могила на 5 человек. В 2008-м году я увидел здесь деревянный намогильный крест, но в 2009-м его заменили на красную пирамидку, крест же, как обычно, отставили в сторону:



Далее по дороге встречаем еще два указателя в противоположные стороны: "Роща Клещ" и "Высота Яйцо (воронка) - 820 м". Такое странное словосочетание "Высота 'Яйцо' (воронка)" связано с тем, что на этой высотке с осени 1942 г. окопались немцы, и этот опорный пункт так досаждал нашим войскам, что к августу 1943 г. в лучших традициях Средних веков наши саперы сделали под него подкоп, заложив туда 3 т (!) взрывчатки. Не поскупились! Ну и взорвали со всем немецким гарнизоном. Теперь здесь огромная воронка. См. описание культпохода "От Мишкино до Синявинских высот". Борис Нериновский: http://www.spbumag.nw.ru/2005/14/8.shtml Он пишет, что они ходили к этой воронке, но я, честно говоря, не то что дороги, даже еле заметной тропинки в траве не нашел. Кстати, из этой истории следует, что мы пересекли линию фронта конца 1942 – начала 1943 г. Дело в том, что дорожка эта до самого Тортолова была после 1-й Синявинской операции в наших руках, но во время 3-й Синявинской немцы из района Тортолова прорвались по ней километров на 6-7, примерно до высоты 43,5.

Дорога между тем спускается в долину какого-то ручейка, перед которым слева за кустами обнаружилась оборудованная стоянка поисковых отрядов:



За ручейком обнаружился еще один указатель: "Высота Безымянная". Жаль, я туда не сходил по тропинке, так как впоследствии выяснил, что там еще в 1979 г. был установлен один намогильный памятник. Дорога же вскоре выходит из леса на поля. Это окраина бывшего здесь когда-то Нижнего Тортолово. тут автомобильная колея окончательно потерялась в траве, а вправо вела натоптанная тропинка. По ней я и направился, снова дав маху. Надо было искать продолжение колеи в траве до самого брода. Тогда бы я увидел мемориал в Нижнем Тортолове с памятником "Скорбящий матрос", а так же, фактически, сразу направился в Верхнее Тортолово, которое отличается от Нижнего тем, что находится на высоком западном берегу Черной речки. Впоследствии ошибку пришлось исправлять и посещать это место во второй раз. Кстати, в 2009-м году колея была хорошо видна до самого брода. Ну а нынче я переправился через Черную речку по бревнам, попутно устроив необходимую мойку велосипеду и, отчасти, себе. Тропинка вывела к памятникам в Верхнем Тортолове. Прежде всего, это крест на братской могиле 20 человек, а затем — указательный щит:



На щите написано, что здесь находилась деревня Тортолово — оборонительный рубеж советских войск и перечислены семь дивизий и бригад, которые этот рубеж защищали с сентября 1941 по январь 1944-го. Это не совсем верно: Тортолово (верхнее) с сентября 1941 г. было опорным пунктом обороны немцев, причем пункт сильно укрепленный. Наши стояли за Черной речкой. В январе 1943 г. находившейся там 73-й о.м.с.бр. было приказано взять Тортолово, которое моряки называли "Тортоловским фортом". Два дня боев результата не дали, тогда в ночь на 14 января рота разведчиков-добровольцев во главе с Н. В. Чекавинским без артподготовки захватила Тортолово врасплох. Затем они еще день держались в окружении, отбивая атаки пришедших в себя врагов, но помощь подоспела, и Тортолово осталось за нами.

И уже на юго-западной окраине села, на границе леса стоит последний из тортоловских памятников — памятный знак советским воинам, установленный в 1997 году, и несколько самостийных захоронений:



На памятнике написано, что деревня в 33 двора была захвачена и разрушена оккупантами и что в сентябре 1941 г. наши войска остановили здесь рвавшегося на восток врага, удерживая его до января 1944 г. На скамейках подле памятника можно немного отдохнуть. Сразу за ним тропинка ныряет под своды мрачного заболоченного леса, и все следующие километра 3-4 у меня было стойкое ощущение, что буквально ВСЕ упавшие в этом лесу деревья, упали именно поперек дороги. Какая уж тут езда, когда через каждые 20 метров надо перетаскивать велосипед через очередной упавший ствол. Словом, я был очень рад, когда тропинка наконец вывела меня к свету, воздуху и железной дороге. Идти километра 4 по шпалам и гравию — не самое большое удовольствие для велосипеиста, но много лучше прежнего пути.

Последнее замечание. Когда идешь со стороны Тортолово к Апраксину, то, естественно, не пропустишь места, где тропинка выходит к железной дороге. Иное дело, когда идешь вдоль полотна от Апраксина — нужную тропинку найти тяжело. Я заметил ориентир: тропинка уходит влево (на север) от железной дороги у следующей опоры за столбиком (60 км) 200 м.

Но это, так сказать, оглянувшись назад, а я иду по железной дороге в направлении Апраксина, пересекаю ручей Березовый. Километрах в 1,5 от станции налево от полотна будет уходить дорожка с хорошим покрытием — это и есть много раз упоминавшаяся насыпь недостроенной узкоколейки. Кстати, ее продолжение на север от железной дороги — это именно та насыпь, которая часто упоминается в истории с первым скандальным боем немецких "Тигров". Числа 30-го сентября 1942 г. они шли по насыпи железной дороги от Мги, затем именно в этом месте свернули на север, по насыпи узкоколейки, где, пройдя метров 300-500 попали под фланкирующий огонь какой-то нашей батареи, бившей из-под Тортолово. В итоге один сопровождающий Pz.Kpfw.III был подбит, один "Тигр", кажется, тоже был подбит, а на другом при попытке объезда полетела трансмиссия. Впоследствии немцы эвакуировали свои танки. В том направлении от железной дороги идет тропинка, но я глубоко сомневаюсь, чтобы кто-то стал отмечать место неудачного крещения немецких танков. Я же, напротив, поворачиваю на юг и знакомым путем через Славянку и Карбусель добираюсь до Турышкино. На этом пока все.
  • Вложение: IMG_2583-small.jpg
    (Размер: 79.40KB, Загружено 7736 раз)
  • Вложение: IMG_7075-small.jpg
    (Размер: 68.89KB, Загружено 7363 раза)
  • Вложение: IMG_7081-small.jpg
    (Размер: 60.85KB, Загружено 7100 раз)
  • Вложение: IMG_7085-small.jpg
    (Размер: 89.71KB, Загружено 7643 раза)
  • Вложение: IMG_2574-small.jpg
    (Размер: 82.88KB, Загружено 7046 раз)
  • Вложение: IMG_7091_small.JPG
    (Размер: 66.21KB, Загружено 7011 раз)
  • Вложение: IMG_7096_small.jpg
    (Размер: 70.29KB, Загружено 7355 раз)
  • Вложение: IMG_7098_small.JPG
    (Размер: 52.25KB, Загружено 7105 раз)
  • Вложение: IMG_7102_small.JPG
    (Размер: 89.15KB, Загружено 6955 раз)
  • Вложение: IMG_7080_small.JPG
    (Размер: 63.48KB, Загружено 7283 раза)

[Обновления: пн, 19 июля 2010 05:51]

Известить модератора

Re: Велопробег "Тур де Синявино № 2" [сообщение #100809 является ответом на сообщение #100761] пн, 19 июля 2010 22:51 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
Леонид Харитонов
В догонку — пара моих схем:

Памятники и памятные места на местах самых тяжелых боев войск Волховского фронта (район с. Синявино — д. Тортолово):



1. Памятный знак на месте с. Синявино.
2. Мемориал "Синявинские высоты".
3. Памятный знак на месте соединения войск ВФ и ЛФ 18.01.1943 г. (рабочий поселок № 5).
4. Место рабочего поселка № 7.
5. Роща "Круглая", передний край.
6. Памятник казахстанцам-акмолинцам на месте деревни Гонтовая Липка.
7. КП 1074 с.п. 314 с.д.
8. Полковое кладбище 1078 с.п. 314 с.д.
9. Памятник "Звезды-журавли".
10. Место "Чертова моста" через Чёрную речку.
11. Памятники и захоронения на месте дер. Гайтолово.
12. Памятник 3-й Синявинской операции (1942 г.) на месте КП 4 гв.с.к. (двор охраны охотхозяйства, развилка дорог)
13. Дивизионное кладбище 372 с.д. и советский противотанковый рубеж
14. Многочисленные памятники и могилы в районе высоты "43,5".
15. Многочисленные памятные знаки и захоронения в бывшей дер. Тортолово и окрестностях.
Примечание. Во время войны дороги А-120 не существовало. На месте дороги от Синявино на север (мимо номеров 1, 2 и 3) шла узкоколейка от Мги на Шлиссельбург. Дорога 1-2-4-5-6-7-8 и далее — это старый Архангелогородский (Мурманский, Вологодский) тракт. Дорога 9-10-12 — техническая дорога Келколово–Путилово, появилась незадолго до войны вдоль ЛЭП от Волховской ГЭС на Ленинград. На месте Молодцово был свх. Торфяник. На месте Апраксина — пос. 1-й Эстонский. На месте п.г.т. Синявино-2 — Рабочий поселок №8. Поселок Приладожский, садоводства (оливковым цветом) и птицефабрики появились после войны.



1. Памятный знак железной дороги "Шлиссельбург – Поляны", построенной в январе-феврале 1943 г. (п.г.т. Приладожский).
2. Аллея славы в п.г.т. Приладожский.
3. Братская могила железнодорожников в п.г.т. Приладожский.
4. Братская могила советских воинов в дер. Назия-II (Нижняя Назия).
5. Братская могила советских воинов в дер. Назия (ж/д ст. Назия), могила старшины С. Р. Бондарева.
6. Памятный знак на месте начала железнодорожной ветки "Шлиссельбург — Поляны".
7. Памятный знак на месте КП 2-й ударной армии (бывш. деревня Каменка).
8. Братское кладбище советских воинов в с. Путилово (600 м южнее гражданского кладбища)
9. Братское кладбище советских воинов в с. Путилово (в центре села).
10. Братская могила советских воинов в д. Горная Шальдиха.
11 и 12. Братские могилы советских воинов в д.д. Петровщина и Мучихино.
Примечание. Новая трасса Мурманского шоссе (М-18) появились уже после войны. Дорога от моста через р. Назию, через бывш. деревню Крутой ручей, Путилово, Горную Шальдиху, Петровщину, Мучихино — это старый Архангелогородский (Мурманский, Вологодский) тракт. Дорожка от номера 6 к Крутому Ручью, номеру 3 и далее на запад — трасса железнодорожной ветки "Шлиссельбург—Поляны", построенная в феврале 1943 г. для связи города с Большой землей.
Re: Велопробег "Тур де Синявино № 2" [сообщение #102429 является ответом на сообщение #100761] сб, 28 августа 2010 18:13 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
Леонид Харитонов
Обновление карты и схем:

Основная карта находится здесь:
http://foto.mail.ru/mail/leonidkharitonov/2212/2376.html
(щелкните по изображению лупы для увеличения и/или по строчке "Информация о фото" для показа легенды).

Схема 1. Памятники и памятные места на местах самых тяжелых боев войск Волховского фронта (район с. Синявино — д. Тортолово):



1. Памятный знак на месте с. Синявино.
2. Мемориал "Синявинские высоты", многочисленные памятники и воинское захоронение, родник.
3. Памятный знак на месте соединения войск ВФ и ЛФ 18.01.1943 г. (рабочий поселок № 5 торфопредприятия "Синявинское").
4. Место рабочего поселка № 7 ТП "Синявинское".
5. Роща "Круглая", передний край.
6. Памятник казахстанцам-акмолинцам на месте деревни Гонтовая Липка, остатки довоенного моста.
7. КП 1074 с.п. 314 с.д., два ЖБОТа.
8. Полковое кладбище 1078 с.п. 314 с.д.
9. Памятник "Звезды-журавли".
10. Место "Чертова моста" через Чёрную речку.
11. Памятники и захоронения на месте дер. Гайтолово.
12. Памятник 3-й Синявинской операции (1942 г.) на месте КП 4 гв.с.к. (двор охраны охотхозяйства, развилка дорог)
13. Дивизионное кладбище 372 с.д. и советский противотанковый рубеж
14. "Высота 43,5": памятник "Три звезды", памятник "Штык" 310-й с.д., Памятник 73 омсб, братская могила, ЖБОТ.
15. Многочисленные памятные знаки и захоронения в бывшей дер. Тортолово и окрестностях.
16. Братская могила западнее Раб. поселка № 8.
17. КП и НП 314-й с.д.
18. Квадрат 34-00.а.
19. Роща "Клещ", высота "Огурец".
20. Высота "Безымянная", могила солдата М. С. Полякова.
21. Воинское захоронение южнее Раб. поселка № 8.
22. Братская могила к западу от рощи "Круглая".

Примечание. Во время войны дороги А-120 не существовало. На месте дороги от Синявино на север (мимо номеров 1, 2 и 3) шла узкоколейка от Мги на Шлиссельбург. Дорога 1-2-4-5-6-7-8 и далее — это старый Архангелогородский (Мурманский, Вологодский) тракт. Дорога 9-10-12 — техническая дорога Келколово–Путилово, появилась незадолго до войны вдоль ЛЭП от Волховской ГЭС на Ленинград. На месте Молодцово был свх. Торфяник. На месте Апраксина — пос. 1-й Эстонский. На месте п.г.т. Синявино-2 — Рабочий поселок №8. Поселок Приладожский, садоводства (оливковым цветом) и птицефабрики появились после войны.

Схема 4. Памятники и памятные места в тыловой полосе Волховского фронта (район восточнее п.г.т. Приладожский):



1. Памятный знак железной дороги "Шлиссельбург – Поляны", построенной в январе-феврале 1943 г. (п.г.т. Приладожский).
2. Памятник воинам Волховского фронта и Аллея Славы в п.г.т. Приладожский.
3. Братская могила железнодорожников в п.г.т. Приладожский.
4. Братская могила советских воинов в дер. Назия-II (Нижняя Назия).
5. Братская могила советских воинов в дер. Назия (ж/д ст. Назия), могила старшины С. Р. Бондарева.
6. Памятный знак на месте начала железнодорожной ветки "Шлиссельбург — Поляны".
7. Памятный знак на месте КП 2-й ударной армии (бывш. деревня Каменка).
8. Братское кладбище советских воинов в с. Путилово (600 м южнее гражданского кладбища)
9. Братское кладбище советских воинов в с. Путилово (в центре села).
10. Братская могила советских воинов в д. Горная Шальдиха.
11 и 12. Братские могилы советских воинов в д.д. Петровщина и Мучихино.
13. Братские могилы на кладбище в бывш. дер. Верхняя Назия.

Примечание. Поселок Приладожский и садоводства около него (оливковым цветом), равно как и новая трасса Мурманского шоссе (М-18) появились уже после войны. Дорога от моста через р. Назию, через бывш. деревню Крутой ручей, Путилово, Горную Шальдиху, Петровщину, Мучихино — это старый Архангелогородский (Мурманский, Вологодский) тракт. Дорожка от номера 6 к Крутому Ручью, номеру 3 и далее на запад — трасса железнодорожной ветки "Шлиссельбург—Поляны", построенная в феврале 1943 г. для связи города с Большой землей.
  • Вложение: map1.jpg
    (Размер: 100.61KB, Загружено 7609 раз)
  • Вложение: map4.jpg
    (Размер: 101.70KB, Загружено 8850 раз)
Re: Велопробег "Тур де Синявино № 2" [сообщение #102628 является ответом на сообщение #102429] ср, 01 сентября 2010 18:11 Переход к предыдущему сообщения
Железная Саранча
Леонид Харитонов писал(а) сб, 28 августа 2010 18:13

Обновление карты и схем:

Схема 4. Памятники и памятные места в тыловой полосе Волховского фронта (район восточнее п.г.т. Приладожский):



11 и 12. Братские могилы советских воинов в д.д. Петровщина и Мучихино.



Уточнение:

11. На местности братской могилы не обнаружено.
12. По словам местных жителей братская могила в д.Мучихино раньше была,но она перенесена на братское кладбище в д.Васильково.


В России нет дорог, но кое-где можно проехать... Русские НЕ Здаюца !!!
Предыдущая тема: БАзы ГИПХа. Часть вторая. Рогозинка.
Следующая тема: Велопробег "Тур де Синявино № 5"
Переход к форуму:
  


Текущее время: сб мар #d 00:20:48 MSK 2019